-> Приписка

-> Фотографии

-> Скиталочки

-> Обо мне

-> Ссылки

-> E-Mail


Публикации

В этом разделе Вы сможете найти различные материалы (статьи, рассказы и прочее), связанные с электропоездами Западно-Сибирской железной дороги и не только.

Все материалы собственные, поэтому копировать их разрешается только после согласия автора.

.


 

Заметки

«Ну а вторая – Четыреста Пятьдесят Вторая!»

 

«Детская память, конечно же, колодец, и колодец со светлой водой,

в которой отражается не только небо, не только все самое яркое,

но прежде всего поразившее воображение»

Виктор Петрович Астафьев

Пару недель назад, перечитывая предыдущую заметку о детском фото ЭР2-505, вновь вспомнил об ещё одном ЖД-кадре из детства, сделанном в том же 1997 году, только уже в декабре месяце – трудяга ЭР2-452 на Речном Вокзале. Перерыл весь компьютер, все папки на нём, внешний жёсткий диск – увы, безрезультатно: заветного фото нигде не оказалось, а в бумажном виде оно, после капитального домашнего ремонта, давным-давно потерялось (родители очень усердствуют в выкидывании «всего ненужного» - однажды я чудом обнаружил целую стопку журналов «Локотранс», которые по крупицам покупал в Москве в «Транспортной Книге», на лестничной площадке нашего этажа среди строительного мусора, приготовленного к выносу на помойку; там же была папина тетрадка с философско-созерцательными стихами, которые он писал в 1990-х годах; не удивлюсь, если вот так вот выкинули часть тетрадей с моими детскими ЖД-заметками, наблюдениями за погодой, старыми расписаниями электричек, скрупулёзно переписанными от руки и т.д.).

Тем не менее, кто ищет – тот всегда найдёт. Вспомнил, что когда-то записывал «страховочные» диски со всеми ЖД-кадрами и сайтовым архивом – на пожарный случай, если компьютер вдруг сдохнет или мозги его набекрень съедут. В целости и сохранности остался только один такой вот СД-шный диск. Слава богу, он завёлся (хотя и с трудом!) и на нём родненькая 452-я и обнаружилась! Ура!

Да-а… Вроде бы кадр ужасный (ну а чего можно было ожидать от дешёвой мыльнички «Kodak», снимающей в зимнюю, вусмерть пасмурную погоду, да к тому же вечером), вроде бы прошло с тех пор аж 20 лет (целое поколение выросло!), а по-прежнему воспоминания, связанные с этим фото, оживают в памяти в мельчайших подробностях. Отсюда и эпиграф к данной заметке – гениальное высказывание любимого мною Виктора Петровича Астафьева из его «Последнего Поклона». Действительно: детская память – это «колодец со светлой водой». Пока не залез в компьютер, пока не появился интернет, пока не столкнулся там с развратом и гнусностью, пока не забил память свою всякой дребеденью и не нашвырял в колодезную светлую водицу всевозможного шлака  – всё запоминалось ясно и отчётливо, во всех детальках, чисто, а поэтому помнится из детства очень-очень многое и прежде всего - светлое, по большей части связанное с пребыванием на «железке» и катанием на ЭР-ках. Всё нехорошее, а также обывательство, рутина, школьные годы, одноклассники, ветхое общение – всё потихоньку стирается. И прекрасно! 

Ну ладно, вот и само фото:

Электропоезд ЭР2-452, следующий рейсом «Буготак—Новосибирск», на о.п. Речной Вокзал, декабрь 1997 г.

В декабре 1997 года, в пятницу, у нас школа заканчивалась в р-не 15 часов, с учётом последнего и самого скучного урока под названием «классный час», где обычно обсуждались различные оргвопросы, разбирались всяческие проблемы класса и прочая нудятина. Конечно же, всегда жаждалось с этого классного часа «слинять», тем более, что «линять» было куда – естественно, на любимую «железку», в электрички, либо на крайний случай в метро, намотать пару-тройку «кругов» по Ленинской линии. Это же в миллион – нет, в триллион! – раз интересней, чем тратить жизнь на такую обывательскую мишуру как «классный час», никогда не оставивший бы и следа в душе и сердце.

И вот с другом-одноклассником (тоже полюбившим «железку» и электрички) во время обеда в столовой, по традиции, решаем классный час прогулять и думаем, куда же на этот раз податься на железку. В ноябре того же 1997 года мы вдвоём совершили знатную прогулку вдоль ж.д. от места нынешней о.п. Гагаринская до ст. Новосибирск-Восточный – кругом сугробы уже вовсю лежали, метель завывала, а мы потопали по неприглядному перегону вдоль всяких промзон, жилмассивов и гаражей до Восточного! Тогда тоже 452-я нам попалась – навстречу возращалась на всех парах с Болотной. Отойти с полотна было некуда, чтобы её пропустить и мы упали прямо в сугроб – ЭР-ка, обдавая нас вьюгой из-под колёс, гулко отстукивая по заснеженной «деревяшке», стремительно пронеслась мимо нас, двоих чудиков, с хрипотцой присвистнув. Потом чуть позже, уже в сумерках, заперестукивал мимо нас пассажирский – по какому-то неведомому для нас зову сердца мы вдруг начали махать руками пассажирам, мелькавшим в окошках проезжавших один за другим вагончиков. Махали приветливо, скромно, немножко улыбаясь, трепетно провожая взглядом поезд. Невозможно никакими словами объяснить этот светоносный порыв детской души – помахать людям проезжающего мимо поезда… Или – наоборот – обкидать поезд камнями, когда несчастная душа затравленная, загрязнённая, травмированная.

В общем, опыт ЖД-шных походов у нас, какой-никакой, а всё же наработался, и мы для себя решили хотя бы пару разочков в месяц выбираться на «железку» именно с пешими прогулками, т.е. не ограничиваясь исключительно катаниями на ЭР-ках. Интересно, что зима, морозы, сугробы нас совершенно не пугали – настолько тянуло на родную железную дорогу, ничего уж не поделаешь. Это только обыватели зимой «дома сидят и телевизер смотрят».

Итак, на этот раз друг предложил пройтись пешком до Главного – тоже от места нынешней о.п. Гагаринская, где недалеко располагается наша школа. Ну что же: до Главного мы ещё никогда не «шарились», так что прекрасно. По-тихому слинять с классного часа не получилось: в раздевалке, уже в момент застёгивания курток, нас застукали две бдительные девчонки-одноклассницы: «А-а, опять с классного часа уходите! Ну хорошо-о…» и позже рассказали об этом нашей учительнице. Естественно, мы знали, что после очередного дерзкого побега нас потом пожурят – ну и ерунда, не смертельно, зато на «железке» побудем, подзарядимся положительной энергетикой, подрумянятся щёки да исчезнут круги под уставшими глазами. Ух!

Когда мы довольные вышли из школы, то вдруг – почему, уже и не вспомню – переменили своё решение: «А давай два кружка по Ленинской линии и выйдем на Речном? Там прокатимся до Южного и обратно?» - «О, давай!». С горящими глазами побежали мы в метро Гагаринская. Достаём наши метрошные проездные, показываем их давно знакомой тётеньке-контролёру, сидящей в железной будке у турникетов, и, энергично сбежав по лестнице на платформу, прыгаем в уже подошедший поезд – питерец 10127-10128 (по головам) с гербами «СССР» на бортах и с подменным вагоном №7839 (из состава 0034-0035). Садимся на наши любимые места в самом конце вагона у маленького окошка. С честью выдерживаем запланированные 2 круга по Ленинской и выходим на «Речном». На какой электричке мы проехались до Новосибирска-Южного – не помню совершенно, а вот обратно подошла буготакская – ещё целиком зелёненькая ЭР2-452 (как раз в 1997-м наши ЭР-ки начали красить в красивые «двойные» цвета) с изящными шторками в кабине, в отличном техническом и культурном состоянии (старший машинист – Владимир Калистратович Нестеров).

Счастливые, залазим в моторный вагон где-то в серединке состава. Тепло в 452-й ЭР-ке, по-царски натоплено, эх! И салончик её яркий – светло-зелёный крашенный верх и зелёный низ (клеёнка). На оконцах, конечно же, зимние рамы. «Следующая – Речной вокзал, будьте осторожны, двери закрываются!» - прошелестела с потолка из динамиков тётенька-проводница. С оттяжкой трогаемся, совсем небольшой разгон и сброс – всего-то 800-900 метров до Речного. Гулко стучит под ногами «деревяшка», ворчат на стыках редукторы, собираются к выходу немногочисленные пассажиры…

«Слушай, а у тебя фотоаппарат с собой?» - интересуюсь у друга незадолго до выхода из вагона. Дело в том, что другу на его 11-летие подарили фотоаппарат «Кодак» и, постоянно таская сию довольно дешёвенькую «мыльницу» в рюкзаке, часто щёлкал ею у нас в школе. «Конечно, с собой!» - «А можно электричку сфотографировать?» - «Ну давай, плёнка вроде ещё осталась!». Спрыгиваем из вагона. Забираемся по тропинке на выемку (времени достаточно – стоянка на «Речном» у электричек в город продолжительная) – а там сплошные ветки от кустов. «На!» - друг вытаскивает фотоаппарат и с улыбкой даёт его мне. Нацеливаюсь на ЭР-ку, чтобы не было видно веток. 452-я уже «шипит» дверьми и в этот самый момент – «Щёлк!», после чего «бж-ж-ж» - автоматически перемоталась плёнка в чудо-«мыльничке». А 452-я – «в-в-в!», басово завывая, уезжает в сторону Центра. Что ж, историческое фото сделано! Спасибо тебе, дружище золотой! Хоть мы давно уже не общаемся, но тот день, ту поездку, то фото никогда не забыть!

Ну и немножко про о.п. Речной Вокзал версии от декабря 1997 года. Угрюмый и скучный «пейзаж» на фото, правда? Напротив здания одноименной станции метро видны серые «ЧП-шные» киоски-ларьки – один из знаменитых символов 1990-х годов (такими же киосками в те времена была крепко забита привокзальная площадь на Новосибирске-Главном). Помимо стандартного ширпотреба, убивающего здоровье (сигареты-шоколадки-чипсы-газировка и т.п.), в некоторых из этих ларьков продавался хлеб, пряники и булки с повидлом/посыпкой. Левее от киосков, ближе к трансформатору – это небольшой рыночек, и где-то в 2001-2002 гг. специально для этого рынка начнут строить капитальное здание, на многие годы превратившееся в унылый долгострой.

Конечно же, тогда и не «пахло» никакими турникетами (явно, как и компанией «Экспресс-Пригород») – спокойненько вышел на метро и сразу прыгнул на электричку. Возле входа в метро частенько стояли, словно маятники перекачиваясь с ноги на ногу, горланящие, румяные бабульки: «Пирожки-пирожки! Пирожки с капустой, с картошкой!», продававшие свою неприхотливую снедь в больших синих бидонах с чуть отколупившейся «царапками» краской. Попробовать эти пирожки самому так и не довелось, но как-то один из родственников, ехавший в город из Черепаново и проголодавшийся в здорово опоздавшей электричке, решил отведать «пирожку» (тоже из «фирменного» синего бидончика) на привокзальной площади Главного – бедняга потом рассказывал, что отравился.

Кстати, можно только представить, сколько кубометров грунта было выработано в начале 1980-х годов при постройке о.п. Речной вокзал и станции метро на месте довольно глубокой выемки, непрерывно тянувшейся примерно от моста через р. Каменку и до границы ст. Новосибирск-Южный. Садишься году в 1965-м в новенький электропоезд ЭР2-452 на о.п. Центр: «Следующая станция – Новосибирск-Южный, закрываются автоматические двери, будьте осторожны!» - застучали-заперекачивались по «деревяшке», проехали по мосту через речку Каменку (тогда ещё живую-здоровую, не упрятанную в трубу!) и на полной скорости погнали по той самой выемке до Новосибирска-Южного. И никакого «Речного вокзала»! Оттого и пассажиров на Южном раньше всегда садилось очень много. Строительство же платформы одновременно с метро началось в 1980-81 гг возле моста через ЖД ул. Восход. Поезда следовали мимо будущего «Речного Вокзала» с ограничением скорости в 20-25 км/ч.

Электропоезд ЭР2-461 следует с ограничением скорости у места будущей о.п. Речной Вокзал, лето 1983 г.

Уже «разработана» под о.п. и вход в метро левая сторона выемки, правая пока что не тронута; стоят новые столбы КС.

(фото из архива Славы Степанова)

 

Ну и последнее – ещё чуть-чуть про ЭР2-452. Частенько приходилось кататься на ней в детские и юношеские годы (до её списания в 2006 г.). Наиболее запомнилась вот ещё какая поездка на этой отличной ЭР-ке: когда в августе 1998 года довелось впервые побывать за границей, в Италии (выступать на международном конкурсе), еле высидел там две недели. Через неделю итальянской жизни уже вовсю снился Новосибирск, охота было домой, на дачу съездить, по родной железке погонять, как обычно… Нечего и говорить: Италия – прекрасна; поезда там современные – просто супер, мчатся под 120 км/ч; море Адриатическое – изумительное; люди – замечательные, отзывчивые, добрые, но вот – поди ж ты – тянуло домой и всё тут. Наконец, в начале сентября вернулись на родину. Сразу же звоню бабушке: «Ты поедешь на дачу завтра?» - «Ну пока тепло, поеду!» - «Ура-а-а!». Ночёвка у бабушки под убаюкивающее эхо ДСП с Главного и шум компрессоров ЭР-ок (дом находится недалеко от вокзала), чистый, светлый сон. Утром часов в 10 будит бабушка: «Глеба, просыпайся, на буготакской поедем!». Ура, наконец-то!!! Само пребывание на даче в тот момент мало интересовало – больше всего жаждалась именно поездка на электричке… Дивный сентябрьский день, лёгкий дождик, чуть прохладно, пробились первые жёлтые листочки. Забираемся на мост через Новосибирск-Главный  - ах, вся станция в звуках бухчащих компрессоров, кругом встречают тебя из Италии родные поезда – вот тебе пожалуйста на «11-а» ЭР2-539, вот пожалуйста на «4-й рамке» ЭР2-648, ну-ка, а наша-то где, буготакская? Смотрим на табло: «8-а», Буготак, ЭР2-452!!! Обгоняю бабушку и первый, с нетерпением, влезаю в вагон. Ну разве есть что-то прекрасней деревянных лавочек, оконцев - каких-то игрушечных свиду, простых? Да никакой современный поезд, с крутыми креслами и навороченным пластиком, не сравнить этой простотой! И вот 12.45 на часах – пора отправляться. Привычно загудели-запели двигатели да застучала под ногами «деревяшка» - чуть ли не до слёз трогало всё это. Улыбка довольная не сходила с лица, глаза светились радостью. Эх!..

 

Электропоезд детства ЭР2-452 и его старший машинист Владимир Калистратович Нестеров

(в центре; справа от Владимира Калистратовича - ст. машинист ЭР2-461 В.К. Бобров, окт. 2017 г.)

Ноябрь 2017 г., Подмосковье

Вернуться к Заметкам ->>>

 

(С) Сайт «Электропоезд ЭР2-1001», 2004-2016

Материалы сайта разрешается использовать, но только после разрешения автора и обязательной ссылки на первоисточник.