-> Приписка

-> Фотографии

-> Скиталочки

-> Обо мне

-> Ссылки

-> E-Mail


Публикации

В этом разделе Вы сможете найти различные материалы (статьи, рассказы и прочее), связанные с электропоездами Западно-Сибирской железной дороги и не только.

Все материалы собственные, поэтому копировать их разрешается только после согласия автора.

.


 

Заметки

«Самая первая – Пятьсот-Пятая

«Сибирь! Родина моя! Далёкое и вечно близкое детство»

Виктор Петрович Астафьев

Новосибирский труженик-электропоезд ЭР2-505, уже давным-давно списанный и, в общем-то, всеми забытый – остался запечатлённым на моём дебютном железнодорожном кадре, сделанном в 11-летнем возрасте. Об этом памятном фото и о волнующих событиях, с ним связанных, и хотелось немножко рассказать.

В тот незабываемый летний денёк – 8 июня 1997 года – мы с дядей по традиции отправились гулять по дачным окрестностям, решив «пощёлкать» недавно приобретённым новеньким фотоаппаратом «Зенит-212-к». Как только приблизились к «железке», начались мои упрашивания дать фотик, чтобы наконец-таки реализовать свою давнюю мечту – заснять электричку, а «дневная» буготакская как раз должна была быть с минуты на минуту. Классно зафотив роскошную пчёлку на пышном одуванчике в окружении сочной зелени, дядя с наставлением: «Только аккуратно!» вручил мне заветную «оптику», предварительно взведя «курок» и настроив объектив. Через пару минут ожидания зазвенел-затрубил переезд у «Совхозной», а ещё через минуту «прицокнула» конташка, что означало: буготакская электричка стартанула с «38-го». Запели вдалеке двигатели, застучали колёса – полифония электропоезда становилась всё громче и громче, уже почти рядом послышалось сиповато-надрывное: «Тьфи-и-ить!» и вот разразилась кульминация: «Чух-чух, чух-чУх, па-пам; чух-чух, чух-чУх, па-пам; чух-чух, чух-чУх, па-пам», - с лёгким колёсным «шипением» о рельсы замелькали-заперестукивали мимо нас столь любимые вагончики ещё непонятно какой ЭР-ки, но уже в новый, двойной цвет окрашенной. Затаив дыхание, я словно сросся с фотоаппаратом, вперившись в видоискатель и опасаясь раньше или наоборот позже нажать кнопку спуска затвора: «Только бы не пропустить хвост! Только бы не пропустить!» - будто бы истовая молитва, звучало в голове. «Пятьсот-пятая!» - улыбнувшись с весёлой сибирской прищуркой, доложил дядя номерок одной из своих любимых ЭР2, а я, завидев вожделенный хвост, мгновенно «щёлк!» и тут же с некой досадой: «Блин, уже перекрасили! А пятьсот-пятая полностью зелёная ведь такая красивая была!». Дело в том, что в середине 1990-х годов ЭР2-505 среди всех своих «напарниц» выделялась мягкой, «пастельного» оттенка, зелёной окраской. Как раз при весеннем комиссионном осмотре 1997 года, когда новосибирские ЭР-ки стали обретать «двойные» цвета (первенец – ЭР2-634), незабываемая окраска эта и исчезла.

 

Пятьсот-Пятая, мелодично перестукивая, приближается к «Совхозной»

Проводили мы довольными взглядами родную ЭР-ку, уже «заскрипевшую» у «Совхозной», переглянулись улыбчиво от радости, что именно ЭР2-505 словили, да и зашагали себе дальше по овражьей тропинке под несмолкаемые переклички озорных зябликов. Вот такие вот добрые воспоминаньица. Кстати, берёзонька, что на фото слева, через пару десятилетий разрастётся, запышневеет могутной кроной, внутрь которой «упрячутся» оставшиеся связки проржавевших проводов с деревянных телеграфных столбиков, ликвидированных в 2005-2006 гг.

Кадрированный вариант покрупнее

… Последняя поездка на 505-й состоялась в июле 2001 года – в один из тех денёчков мы возвращались с дачи, под проливным дождём дожидаясь электричку на «Совхозной». По первому пути (в город) ещё лежала «деревяшка», но ей оставалось недолго, какие-то считанные месяцы – уже по осени того же года в нашенских живописных краях навсегда умолкла неповторимая колёсная музыка и более не нарушал медовые ароматы трав да цветов пахучий шпальный креазот. Пятьсот-Пятая шла рейсом с «выходной» Шелковичихи, поскольку тогда была незакреплённой и болталась где угодно. Запомнилось то, что по подростковой дури я тогда положил камешек на рельс, хотя раньше никогда до подобной пакости не опускался. На славу омываемая дождичком, 505-я c нарастающим пристукиванием неспешно вынырнула из-за кривой перед переездом, гуднула чуток и, приблизившись к платформе, «хрямкнула» камешек в пыль. С тех пор больше мы никогда 505-ю не видели и на ней не ездили. Потом выяснилось, что лето 2001 года было последним для этого электропоезда – его отправили в Кожурлу, а потом и вовсе списали по причине «коррозии кузовов». Символично как-то получилось – подложил единственный раз камешек на рельс перед электричкой, которой вскоре пришёл конец. Что ж, сожалею об этом безконечно глупом поступке.

А вот и ещё одни кадры из детства -  505-я ЭР-ка в кино, в одной из серии детских фильмов, снятых в 1999 году на киностудии «Старая Мельница» новосибирского кинорежиссёра Леонида Леонидовича Сикорука.  Конец июня 1999 года. Электропоезд медленно разгоняется с Главного, выразительно затифонив. ЭР-ка точь-в-точь, как на моём первом фото:

 

СМОТРЕТЬ ЭПИЗОД ->

P.S. Интересные подробности о последних годах работы и о судьбе ЭР2-505 рассказаны (кстати, по просьбе автора) на сайте Андрея Сергеевича Полеводы. См. ссылку.

Июль-август 2016 г., Новосибирск

Вернуться к Заметкам ->>>

 

(С) Сайт «Электропоезд ЭР2-1001», 2004-2019

Материалы сайта разрешается использовать, но только после разрешения автора и обязательной ссылки на первоисточник.