-> Приписка

-> Фотографии

-> Скиталочки

-> Публикации

-> Обо мне

-> Ссылки

-> E-Mail


Скиталочки

Скиталочка Новосибирск-Черепаново, январь 2007 года

«… А я про тихие, а я про скромные

И очень близкие нам города».

Песня «Тихие города» в исполнении Марии Пахоменко

Зимой 2006/2007 со своей московской учёбы довелось наведываться в Новосибирск дважды: сначала приезжал встречать Новый год в кругу семьи, однако же, остаться далее на каникулы не смог - пришлось возвращаться в Москву, чтобы сдать пару экзаменов, назначенных на «неудобные» январские числа (9-е и 10-е). Думал «закрыть» их экстерном до Нового года, но как-то не сложилось – почему, уже и не вспомню.

И вот, сдав как философию, так и историю музыки на «отлично», вернулся в середине января обратно в родные пенаты, так как просиживать все зимние каникулы в Столице, само собой, особого желания не было. Конечно, двойная «мотанка» на поезде туда-сюда за 3 тысячи с лишним километров здорово ударила по карману (тогда ещё, правда, не собственному, а родителей), но всё же никто не возражал, чтобы я побольше побыл дома, и так ведь приезжать стал редко: по полгода не видать.

Но, несмотря на каникулы, штаны без дела не протирались – несколько дней в неделю уделял своим профессиональным занятиям, свободные же тратил на различные вылазки на любимую «железку». А с вылазками этими, как правило, зимой особо не разгуляешься – либо крепкий сибирский мороз трещит на улице, либо пасмурная погода с обильным снегопадом и кружащей метелью, да и вообще - снег кругом, сугробища, тем более, где-нибудь на глухом перегоне. Но тут уж ничего не попишешь – крутой да суровый нрав у зимы-матушки в Сибири… Поэтому зимняя съёмка, в основном, ограничивалась станцией Новосибирск-Главный и депо Новосибирск и Инская – там, где можно просто ходить и щёлкать и, стало быть, где точно ничего не смажется.

На этот же раз решено было нарушить сложившиеся рамки и махнуть куда-нибудь подальше – сначала думал сгонять до станции Болотная, где вечером, ещё до сумерек, «стыкуются» новосибирская и тайгинская электрички. Уж больно хотелось ещё разок «щёлкнуть» какую-нибудь 456-ю, на которую уже повезло попасть летом 2005 года, когда состоялась поездка в Тайгу (см. здесь). А, глядишь, да засниму наконец-таки тайгинский «первенец» ЭР2-661, вечно мотающийся в кемеровском графике. Кстати, на 661-ю довелось полюбоваться ещё в детстве - у нас в депо, когда она пришла в ремонт (в октябре 1998 года). Находясь под впечатлением от тогдашней незабываемой встречи с 661-й, я даже написал о ней небольшой рассказ-заметку под названием «ЭР2-661 на дополнительном пути» - вот он в отсканированном виде:

(Расшифровка текста рассказа, если неохота разбирать каракули оригинала. Стиль и орфография детских лет сохранены: «Ох! Ребятки! ЭР2-375 ушла и на смену ей пришла ЭР2-661 из г. Тайги. И в каком же она состоянии: на мордочке значок RVR! А дверки в 1 вагоне чуть-чуть приоткрыты. Внутри – коричневая с серым. К ней подцеплены вагончики от ЭР1-95, у которой вообще всё разобрано и от ЭР2-312. Но оборудование у ЭР2-661, в отличие от ЭР2-312 ещё не исчезло, пантографы тоже на месте. <абзац> И что она тут делает у нас в Новосибирске, пока ещё не известно. Спишут её или нет, но мне кажется, что всё-таки больше её не ждёт никаких катаний, скорее всего она будет сдана на металлолом, или вообще продадут куда-нибудь в Пермь. Вообщем, точно ничего не могу вам сказать. Посмотрим, увидим! Конец! <черта> г. Новосибирск. 22.10.1998 г. Четверг. 00:03»)

Но вернёмся к скиталочке. В тот самый день, когда планировалось ехать в Болотную, совершенно не к спеху испортилась погода - завьюжил жуткий снегопад с неприятным ветром. Увидев подобную скверную картину из окна, пришлось отложить данную поездку на неопределённое время.

А через несколько дней вдруг позвонил мой товарищ Денис, с которым мы вместе в августе 2006 года сгоняли в Алтайскую и Барнаул. Он предложил мне съездить до Черепаново, где сам и живёт. Сказал, что, мол, встретит и всё такое. Ну что, тоже неплохой вариант – в Черепаново, как и в Болотной, «стыкуются» электропоезда, да и словить «круглую» красавицу ЭР9п вместо тайгинской ЭР2 не менее здорово. В итоге, договорились с Денисом встретиться на платформе ст. Черепаново у головного вагона утреннего электропоезда с Новосибирска, на котором и предстояло выезжать. 

На следующий день где-то в 6-20 утра я уже был на Главном. Снегопад вроде бы прекратился, однако сохранялся густой облажняк с порывистым ветром – ну да ладно, стерпеть можно. Глядишь, к Черепаново и вовсе всё потихоньку да развеется.

Взял билет и пошёл выискивать на табло черепановскую электричку – вот и она, родненькая: 6605, отправление 06-38 и… 15-й путь. Хм, вот интересно. Обычно с 15-го пути электропоезда редко уходят, тем более, утром да в Черепаново. Да к тому же, время уже 25 минут седьмого, соответственно, через 13 минут отправление, а машину почему-то до сих пор не подали на посадку – наверное, чего-то приключилось: по завязке в последние дни на этот маршрут всегда стабильно ходила ЭД-шка

Тем временем, на платформе уже собрался народ и, несмотря на пронизывающий холодный ветер, стал терпеливо ожидать электричку – ясно дело, что на 15-й путь (кстати, ещё на деревянных шпалах) машина будет подаваться из депо. Где-то за 6 минут до отправления вдалеке, со стороны депо, показалась лампа прожектора, пробивающая зимнюю утреннюю тьму, и привычная круглая мордашка с красно-оранжевыми полосами – что ж, всё понятно: ЭД-шка неожиданно накрылась, так что поедем в Черепаново на старой, доброй ЭР-ке.

Медленно-медленно, ворча на стыках редукторами и неистово бухча компрессорами, к нам подтянулась ЭР2-1023 (позже глянул завязку – в графике 6605 действительно стояла 1023, а ЭД-шка бегала, наверное, пока та была на ТО). Залез во второй вагон с головы, потопал малость в тамбуре, чтобы скинуть налипший снег с ботинок, и раздвинул двери в салон  – эх, хорошо-то ка-ак, тепло-о! И запах натопленного деревянного салона – столь любимый, уютный и родной. Из всех имеющихся плафонов в вагоне, дай бог, светилась лишь добрая половина – я сел на лавочку, где было потусклее, чтобы можно было лучше подремать в дороге. Прижался к стенке, обитой родным и уже потёртым заводским рижским пластиком (такие мелкие серые «треугольнички» на бело-сером фоне) и приткнул голову на двойную раму (зимой локоть на подоконник в деревянной «риге» никак не положить).

Салон электропоезда ЭР2-1023 (вагон 09): родные заводские пластик и табличка; январь 2005 года

«Следующая остановка – «Центр»… Осторожно, двери закрываются!» - чеканно прогундела своим железным грудным голосиной махровая, с двумя подбородками, «тётка САВПЭшница», затем пшикнули двери, почувствовался лёгкий толчок с оттяжкой («чик… чик»), и мы поехали, «плюсуя» минут семь сверх расписания. Как всегда, при отправлении с Главного электропоезд разгонялся не сразу на полную катушку, а сначала легонько тянулся на скорости эдак 5-7 км/ч, сбросившись – это было предусмотрено где-то года с 2001-го на случай, если вдруг кому приспичит рвануть стоп-кран. Помнится, летом 1999-го года при отправлении с Главного дневной электрички до Тогучина (на 13 с «копейками») – а это была новенькая ЭД4М-0016 – какой-то исключительный придурок (это ещё мягко сказано) или же просто очередная пьянь (скорее всего, и то, и другое) ради потехи сдёргивал стоп-кран раз 5-6 подряд, никак не давая электропоезду тронуться с места. Разумеется, степень негодования локомотивной бригады «шестнашки» росла с каждым новым срывом – на 4-й или 5-й раз, когда машина с шипением опять резко вставала как вкопанная, машинист, начинавший общение со «стоп-кранщиком» достаточно вежливо и «на Вы», уже чуть ли не матерился по межвагонной связи при полной народу электричке: «Да я, б.., щас пойду и тебе руки оторву, понял, ты?! Урод!». Справедливо начали возмущаться и многие пассажиры. Короче говоря, поднялся настоящий «буреполом». Наконец, после 6-го сдёргивания, который всеми был воспринят не иначе как издевательство, со «стоп-кранным» чудиком стал общаться уже не машинист. Расходясь многозначительным эхом по всей станции, из репродукторов по парковой связи завопил женский голос ДСП Новосибирск-Главный: «Не задерживайте отправление электропоезда! Внимание, повторяю! Не задерживайте отправление электропоезда!!!» - как ни странно, это возымело действие над злостным шутником, и он угомонился. Возможно, к тому времени до него уже добрался разъярённый помощник с устрашающим молотком на длинной ручке… После этого случая мы с дядей ненадолго прозвали 0016-ю «стоп-краном». А теперь этого электропоезда и вовсе больше нет. Эх, бедная «шестнашка», горюшко луковое - не везло ей никак с самого начала (см. рассказ Андрея Полеводы).

«Шестнашка» в полном составе рейсом в дневной Буготак. Моя последняя фотография этого несчастного электропоезда; июнь 2005 года. Череда непонятных случайностей, мелких «косяков» и всевозможных нелепостей, то и дело возникавших в процессе эксплуатации, в конечном счёте, привела ЭД4М-0016 к гибели.

Почти всю дорогу до Черепаново проклевал носом, лишь периодически просыпаясь от шума встречных поездов. Ненадолго раскрыл глаза в Ложке, где на первом пути, пропуская нас, терпеливо стоял электропоезд с Дорогино (ЭР2-К-481), на обратном своём пути, как всегда, битком забитый. Где-то после Евсино началась «деревяшка», однако перестук колёс по ней звучал глухо и скучно – как это обычно бывает зимой, когда пути завалены снегом, а на окнах в вагонах дополнительные рамы.

Дорогино—Посевная и Посевная—Черепаново – два гигантских перегона по 9 километров со сплошным подъёмом, поэтому движки гудели не смолкая, держа скорость около 70-ти, а машинист наверняка закрепил рукоятку контроллера на «чудо-скобу», дабы не уставала рука от постоянного утомительного нажатия. Кстати, где-то в году 1998-м, чуть не доезжая до Дорогино со стороны Линёво, появилась маленькая платформочка «о.п. 86 км» длиной от силы на 1,5 вагона - по виду она чем-то напоминала о.п. Ферма, что между Сокуром и Жеребцово на грузовом обходе: несколько рядов уложенных друг на друга деревянных шпал и табличка «Остановка первого вагона». Хорошо запомнилась детская поездка в Черепаново в июле 1999 года (туда и обратно утрешними электричками – попались ЭР2-541 и ЭР2-514) – так вот, посадки-высадки на «86-м километре» делались обязательно, более того – данная остановка обозначилась в свеженьком «Атласе железных дорог», выпущенным Омской картографической фабрикой в 2002-м году (с ВЛ60 на обложке). Однако потом, с годами, эта платформа как-то постепенно зачахла за своей очевидной ненадобностью, в итоге останавливаться на ней стали «по заявкам», ну а затем она навсегда исчезла из расписания.

По Посевной пропустили встречный «Экспресс Алтая» с ЧС2-026 во главе и, наконец, где-то около 9-30 прибыли в Черепаново на положенный для новосибирского электропоезда 2-й путь (на 1-й, соответственно, придёт барнальуский). Ещё до конца не остановившись, высматривал из окошка Дениса - он должен был ждать на платформе, как мы и договорились. Будучи в дороге, сообщил ему смс-кой, что попалась ЭР2-1023 – на ней и еду.

Едва спрыгнул с чуть заснеженной подножки, и тут как тут – Денис. Обрадовались друг другу, пожали руки – ведь как-никак, а с лета не виделись. Конечно же, сразу же захотелось заснять 1023, но приличный поток народа с электропоезда мешал и стеснял это сделать, поэтому решено было сфотить её попозже и, быть может, рядышком вместе с барнаульской – красиво же получится: две «круглые» ЭР-ки, да вдобавок ещё и на одном расстоянии. По традиции, после высадки пассажиров и небольшой стоянки, новосибирский электропоезд уехал в отстой на кратковременный «отдых», освободив, таким образом, 2-й путь.

Встретившись, мы, недолго думая, сразу же решили махнуть в ту горловину станции (со стороны Новосибирска), где в Черепаново располагается маленький тупиковый отстойник электровозов. Там мы заприметили для фотосъёмки несколько карасукских (читай – барнаульских) ЭП-шек. Да, Денис тоже собрался снимать – в начале этого года он обзавёлся очень скромной (но, увы, некачественной) плёночной «мыльницей» (марку не помню), которой уже орудовал, когда мы встречались в середине января на Главном, совершая небольшую фотопрогулку по станции (неплохие результаты с неё можно посмотреть здесь). Ну а во время же нашей совместной вылазки в Барнаул-2006 Денис был ещё совсем налегке, без какого-либо фотика.

Пока топали до ЭП-шек, попался проезжающий по 3-му пути ЭП1-263 и направляющийся в барнаульскую горловину станции, дабы наготове ожидать 625-й поезд (Новосибирск-Барнаул), который прибудет с минуты на минуту. Снять ЭП-шку, разумеется, удалось, но что-то досадно мазанулось – из-за подобной лажи это фото не выкладывалось на сайт. Также встретился «прохлаждающийся» на отшибе станции тайгинский ВЛ10-1098 с опущенными токоприёмниками – почему-то о нём нет никаких сведений на известных крупных сайтах-баз данных, типа «Трейнпикса», да и фотографий этой машины по сети крайне мало. Нам же с ней здорово свезло. Едва нацелили фотоаппараты, машинист поднял оба пантографа, и типичным мощным басом загудели вентиляторы:

                                                                                                                                                          

Тайгинец ВЛ10-1098 на задворках станции Черепаново

Ещё не успев добрести до отстойника с ЭП1, заметили вдалеке по главному пути ЧС-ку - родненький 625-й неспешно подтягивался согласно расписанию. Погода ужасно пасмурная, темень страшная (особенно в сторону города), но всё же нацелил «мыльничку» на проезжающий поезд – в конце концов, смажется так смажется, терять нечего. Но каким-то чудом ни капельки не смазалось – скорость состава была небольшая к моменту съёмки, около 40, поэтому имеющейся выдержки в «авто» режиме вполне себе хватило. Тянул 625-й ЧС2-512. Машинист приветливо нам посигналил:

625-й поезд (Новосибирск-Барнаул) во главе с ЧС2-512 заходит на станцию Черепаново. 512-ю «ЧС-ку» ожидала весьма печальная судьба: в ноябре 2008 года в Мариинске она попала в аварию, после которой вскоре была списана.

В отстойнике электровозов сиротливо простаивал один-единственный ЭП1-283, которого мы и зафотили. На мой взгляд, совершенно незаслуженно электровозы ЭП1 некий «умник» прозвал «кирпичами», а вслед за ним, в силу отсутствия собственного мнения, эту кличку дружно подхватили и многие другие люди… По мне так очень красивая машина – строгий, выдержанный, достойный вид вкупе с отличной планировкой раскраски:

ЭП1-283 в отстойных тупичках станции Черепаново

В момент съёмки ЭП-шки на экранчике моего фотоаппарата весело заморгал красный индикатор, извещавший о том, что батарейкам вот-вот придёт копец. Наощупь я пошарил что-нибудь «батарейное» в сумке и карманах куртки, но, конечно же, запасного питания не обнаружилось – с грустью пришлось констатировать сей факт. Денис, в свою очередь, сразу же ободрил, что батарейки можно будет купить в магазине на привокзальной площади, как только мы вернёмся на станцию. Это мы и решили незамедлительно сделать, двинув бойким шагом от отстойника обратно к платформам. К тому же, уже скоро должна была подтянуться барнаульская электричка – любопытство разбирало, какая именно машина придёт: особого постоянства в завязках у Алтайцев не наблюдалось – сегодня одна, завтра другая... Но дай бог, свезёт и нам всё же попадётся ЭР-ка – как это было и в прошлом году, когда мы помчались до Барнаула на красавице ЭР9п-118.

Как-то получилось, что, возвращаясь на платформы к вокзалу, за различными интересными разговорами я абсолютно забыл про то, что у фотоаппарата батарейки-то кончаются… Не вспомнил об этом и Денис. Это привело к весьма печальным последствиям, о которых далее.

Вернувшись к вокзалу, видим, что 625-й поезд уже удрал, а на 2-й путь под посадку подали новосибирский электропоезд. Как я и намеревался с самого начала, решаю его снять вместе с барнаульским.

Электропоездом с Барнаула оказалась 8-вагонная ЭР9п-240. Ничего себе! Вот же свезло – так свезло! От переполнявшей радости мы с Денисом разулыбались, наверное, во все стороны. А чего тут не улыбаться, ежели досталась нам столь красивая электричка – аккуратный инской объёмный «трафарет» на морде, плюс ещё остались симпатичные «крылышки» от СССР-овского герба (разукрашенные в цвета российского флага), а из таких «крылатых» в Алтайке теперь бегала одна лишь 240-я. Раньше была ещё и ЭР9п-289, но с весны 2006 года эта машина отставлена от эксплуатации и увезена на базу запаса в Леньки – к сожалению, так и не посчастливилось словить 289-ю, и надо было полным дураком оказаться, что не потрудиться за всё это время съездить в Леньки. Как выяснилось, по этой базе, где в последние годы находилось полным-полно списанных алтайских ЭР9п, лазили из местных жителей все кому не лень – благо забор-то совсем жалкий, деревянный, с дырками. И как-то никого особо и не ловили…

Нацелившись на ЭР2-1023 и ЭР9п-240 - будто бы по линеечке, ровно стоявшие рядом друг с другом - включаю фотоаппарат, жму на кнопку съёмки, не замечая моргающего красного индикатора, и тут – хоп! – чудесно втягивается обратно объектив, останавливается на полпути, даже не доехав до конца, и мёртвая надпись на чёрном экране: «Поменяйте батарейки». Честно говоря, от подступившей досады хотелось заплакать – ведь новосибирская электричка вот-вот уйдёт и не получится столь желанного кадра, где две «круглые» вместе... Сломя голову, почесали с Денисом на привокзальную площадь; обежали там все киоски и прилавки в поисках несчастных батареек (как выяснилось, это весьма дефицитный товар!). Наконец, по закону подлости, они оказались в самой последней точке, куда мы, жутко запыхавшись, заскочили уже в полной безнадёжности. Разумеется, ЭР2-1023 не стала дожидаться двух чудиков и преспокойненько укатила точно по расписанию ещё во время нашей горе-беготни… Ну что ж, чему быть – того не миновать. Но до сих пор невероятно жаль этот досадно упущенный момент – дело в том, что 1023 удалось снять лишь на плёнку, да к тому же уже весной 2007-го года она ушла на КРП в Алтайку, где мы с Денисом видели её круглые отрезанные кабины прямо в цеху на полу. А тут была отличная возможность защёлкать её не просто в одиночку, так ещё и с алтайским «крылатым чудом». Эх… Ладно, чего уж там. Всё режиссируется свыше.

Проглотив горькую неудачу, вставил в фотоаппарат купленные батарейки и решил по полной программе заснять ЭР9п-240. Дождавшись, пока уже довольно пожилой помощник уйдёт из «хвостовой» кабины в «голову» к машинисту, отлично щёлкнул 240-ю с различных ракурсов. Посыпал приятный, лёгкий снежок:

 

Электропоезд ЭР9п-240 на посадке до Барнаула, 1-й путь станции Черепаново – фото 1, фото 2. Эх, а по соседству могла бы стоять ЭР2-1023…

Тогда я не знал, что 240-я, оказывается, раньше работала во Владивостоке, будучи приписанной к ТЧ Первая Речка. Да-а, вот такой вот лихой марш-бросок ещё в 1993-м году совершила она с Дальнего Востока на Алтай. Впрочем, удивляться тут нечему – достаточно вспомнить норильские ЭР2Т, переданные в середине 1990-х в Пермь.

Сделав два прекрасных фото, отчего-то прошу Дениса заснять меня рядом с 240-й. Он, конечно же, любезно согласился. Вышло так себе - естественно, можно было и улыбнуться, но недавний случай с батарейками, увы, отпечатался на лице, поэтому более крупный размер картинки не выкладываю:

Я рядом с электропоездом ЭР9п-240. Фото Дениса Жусупова.

Полюбовались с Денисом на отправление 240-й, после чего стали думать, чем заниматься в ближайшие два с лишним часа, остававшихся до моего планируемого отъезда в Новосибирск электропоездом 6612 (отправлением в 13.23). Решили немножко прогуляться вглубь города не с вокзальной стороны – прошлись по знакомым с детства улочкам, в том числе, «упирающуюся» в железную дорогу ул. Шолохова, где когда-то долго жила моя прабабушка.

Бабушка с дядей на переходном мосту через ст. Черепаново, весна 1962 года. Этот дощатый настил просуществует почти четыре десятилетия, до постройки нового моста. Ещё в начале 1990-х люди продолжали ходить над 27кв проводами по полусгнившим-полудырявым деревянным дощечкам.

Сделав небольшой полукруг, мы вернулись к «железке» со стороны барнаульской горловины станции. Напоследок удалось щёлкнуть парочку прохлаждающихся «восьмидесяток» - к сожалению, попались уже большие номера:

 

ВЛ80с-1383 и ВЛ80с-1864 на станции Черепаново

Итак, времяпребывание в Черепаново медленно подходило к концу. В районе 12-30 с Новосибирска подтянулся электропоезд – как-то не особо обрадовало, что почти три часа придётся волындаться на уже порядком зачуханной ЭР2-1230 с её жутко неудобными, убивающими спину, лавками и вдрызг раздолбанными компрессорами, вибрация от которых ощутимо чувствовалась даже в моторных вагонах:

Слегка запорошенная ЭР2-1230 на посадке до Новосибирска. А когда-то эта электричка имела мягкие сидушки и сияющий вид, а закреплён был за ней старший машинист ТЧ-4 Виктор Сергеевич Ильин, забиравший в августе 1980-го года «двенадцать-тридцать» с завода.

Как часто это бывает, расставаться-прощаться совершенно не хотелось, поэтому мы с Денисом ещё немножко поболтали, сидя в 1230. Минут за тридцать до отправления к электропоезду начал потихоньку стекаться немногочисленный для данного времени суток народ. Я поблагодарил Дениса за прекрасный совместный «фотопоход», а также поздравил его с наступающим Днём рождения – оба были тронуты отличной встречей и, стало быть, не зря прожитым днём.

За 10 минут до отправления я распрощался с моим дорогим товарищем и поехал домой… Загудели движки, застучали привычно колёса, и за спиной медленно исчезало Черепаново – когда ещё удастся здесь побывать? Что ж, жизнь покажет.

 

 

 

 

(С) Сайт «Электропоезд ЭР2-1001», 2004-2017

Материалы сайта разрешается использовать, но только после разрешения автора и обязательной ссылки на первоисточник.