е

 

 

   

-> Приписка

-> Фотографии

-> Скиталочки

-> Обо мне

-> Ссылки

-> E-Mail


Публикации

В этом разделе Вы сможете найти различные материалы (статьи, рассказы и прочее), связанные с электропоездами Западно-Сибирской железной дороги и не только.

Все материалы собственные, поэтому копировать их разрешается только после согласия автора.

.


 

Заметки

Мгновения детства: ЭР2-958 на Речном Вокзале

 

Уважаемые пассажиры! На первый путь прибывает электропоезд

до станции Восточная! До станции Восточная прибывает

электропоезд! При посадке будьте внимательны и осторожны!

Счастливого вам пути!

Из громкоговорителя на о.п. Речной Вокзал

Ах, вот и окончен 7-й класс, наконец-то! На итоговом классном часе в пятницу нам пофамильно зачитали оценки за четверть и за год (тройбанов, слава богу, удалось избежать) и даже немного раньше, в честь ухода на каникулы, отпустили по домам. Погода в конце мая 1999 года суперская прыгай да бегай в майке и шортах, всё кругом в благоухающей свежей и сочной зелени, солнце припекает по-летнему, небо в лёгких пересто-кучевых облачках, ветерок ласково обдаёт прохладцей Может кто и разбежится по домам от нечего делать, но я уже спешу на метро с Гагаринской (где находится школа) до Речного Вокзала, чтобы успеть на дневную Восточную (электричка, которая по пятницам-субботам-воскресеньям на 14.45 с Новосибирска-Главного) и на ней укатить на дачку впереди долгожданная жизнь на свободе, вдали от городской суеты, школьных обывательских будней, глупого общения с одноклассниками, домашней рутины и прочего непотребства, никак не запечатляющегося в душе и сердце, а значит в Вечности.

Станция Речной Вокзал, платформа справа - вежливо, интеллигентным голосом объявляет тётенька по автоинформатору вагона поезда метро (та самая диктор с новосибирского радио, что ежедневно по утрам читает сводку погоды). Немного задерживаюсь на платформе, чтобы посмотреть отправление своего поезда и дождаться прибытия встречного из 10 станций нашего метро только на Речном Вокзале, благодаря боковым платформам, можно увидеть встречный поезд целиком, во всей красе, с оборудованием и колёсами, а это ну очень интересно, особенно когда ты едва перевалил за первый десяток, а внутренний мир почти не загрязнён всякой мерзостью. Ведь не было тогда ни интернетов, ни мобильников, да и компьютер-то далеко-о не в каждом доме увидишь, и поверьте, братцы! жизнь (тем более детская) без этих причиндалов была очень даже возможна! И жизнь эта великолепна и прекрасна! Радуешься буквально любой мелочи, будь-то дуновение ветерка, шелест-говорок городских тополей или красивое прибытие поезда на Речной. Под глазами нет тёмных кругов; взор не замутнён экраном монитора, светится радостью; рот не унылая скоба, а лёгкая улыбка; щёки покрыты румянцем благодаря постоянной двигательной активности. Речь простая, образная, непосредственная, без надоедливой, опостылевшей взрослой зауми и понтов, сопровождаемая доброй и энергичной жестикуляцией. Можно долго перечислять список того, что потерялось при появлении компа, сотовых вышек, постоянного прицела видеокамер (разве что в туалетах их пока ещё нет), соцсетей и прочей чумы 21 века. Эх!

На Восточную едва успеваю до электрички осталось три минуты. В вестибюле метро в пригородной кассе беру до 4-й зоны детский билет (да-да, братцы, детский! В 13 лет! И не надо было справки всякие идиотские предъявлять, что-то подтверждая или доказывая. Видит тётенька-кассир малой стоит, ну и продаёт она ему детский билет и никакую справку под лупой не рассматривает) и выхожу на платформу под пронзительный и протяжённый сигнал громкоговорителя-объявляльщика сначала долго так: пи-и-и-и-и, а потом чеканно-чётким мужским голосом, с многозначительным эхом на всю округу: электропоезд до станции Восточная прибывает на первый путь. Под перестуки разгоняющейся в сторону Главного ржаво-зелёненькой ЭР2-441 с коричневыми оконцами (ох, давно же её не красили!) покупаю в киоске лимонад Крем-сода новосибирского завода Винап и булку с посыпкой. Глупо, конечно! Сейчас бы ни в жисть не взял бы эту гадость, напичканную химией (лимонад) да дрожжами (булка), но тогда, в эпоху проблем с продуктами, это казалось ну очень диковинным, вкусным и даже питательным, да и вполне было по детскому карману.

И вот где-то за путепроводом ул. Восход звонко-надрывно раздаётся столь родное и знакомое: Тьфи-ить!. Бегу по платформе ко второму (моторному) вагону с головы, одновременно закидывая купленный перекус в ранец. Народу на платформе многовато, но в основном все ждут черепановскую (следом идёт за восточной). Несколько секунд и за спиной уже слышится череда смолкающих пристуков: Ту-ту. Ту-ту. под шелестящее торможение с лёгким подскрипыванием колодок. Принципиально не оглядываюсь, пытаясь угадать, на какой же поеду поди 456-я: зачастила она к нам на Кузбасс, особенно в Буготак, а с её 8-ю вагончиками ну очень весело ехать воскресным вечером в город. А может и 479-я, тоже нередко к нам бегает тогда супер, салон у неё уютный, под мебель, да и гоночная она: в три-четыре толчка полетела под 90, правда на галаховских рессорах жестковато перекачивается, чуть дребезжа cвоей аммендорфовской отделкой на скорости.

На эти фотографии можно смотреть бесконечно, ведь они из детства. Лето-осень 1999 года, хоженный-перехоженный, езженный-переезженный участок Речной ВокзалЦентр. Перегон ещё деревянный, какой-то игрушечный свиду, утопает в зелени, впомине нет дурацких заборов. Уже почтенного возраста ЭР-ки в изумительной окраске, с бирюзовой полосой по окошкам, с красивым РЖД-шным кругляшком. Именно эти две 479-я и 456-я очень часто ходили на Кузбасс в 1999 году, особенно на выходные маршруты, и поэтому постоянно попадались нам. В сторону о.п. Центр (ЭР2-479) ЭР-ки разгонялись до 70-75 км/ч (дабы к Центру успеть доехать графиком после затяжной стоянки на Речном), оглушая перестуками гаражный ряд вдоль перегона, 5-этажки-хрущёвки, Автовокзал и трамвайную остановку на ул. Серебренниковская. В сторону Речного (ЭР2-456) скорость 45-50 максимум (весной давалось ограничение скорости в районе Автовокзала, т.к. там ползёт довольно внушительная насыпь) видны древние железные столбики КС (поставлены в 1951 г. при проведении электрификации до Инской и ликвидированы в середине 2000-х годов). Низкий поклон авторам этих потрясающих снимков Александру Данилову (Томск) и Павлу Кашину (Москва). Спасибо вам, что запечатлели эти чудесные мгновения!

ЗС. ЭР2-95809 - настигает меня головной вагон и следом же моторный: ЗС. ЭР2-95808 (а должно быть 95810). А, ну конечно! Ещё одна любимая восьмивагоночка ЭР2-958, как же! На той неделе два раза возвращались на ней с дачи, плелась еле-еле, по расписанию, нигде даже не рванула толком. Тоже не вылазит она с выходных дополнительных на Кузбассе, как и ЭР2-456. Шелковичиха, Восточная, Буготак вот, куда её любят пулять в нашем депо. А на Запад по СВ её обязательно отправят в дневной Чик на 14.30. В общем, дачной электричкой стала наша 958-я ЭР-ка на славу пропитается за лето цветочно-ягодно-помидорным ароматом, много добрых бесед о теплицах, урожаях-неурожаях поведут на её уютных деревянных лавочках бабушки да дедушки, а из коричневых деревянных оконцев, иногда безстрашно высунувшись, будут любознательно обозревать сибирские дали маленькие пассажиры братцы да сестрички. Умиротворённо, покойно ехать на дачной электричке, тем более днём!

Машинист старается плавно остановиться у значка остановка первого вагона, чуть приспуская тормоза: Псс-псс-пспссс - то и дело раздаётся свист-шипение из-под вагончиков, выкрашенных в двойной западно-сибирский цвет (тёмно-зелёная с салатовой полосой по окошкам). Наконец, остановка. Резво залажу в вагон народу немного. На выбор несколько свободных купе и даже не на солнечной стороне (где встречный путь). Прекрасно! Все окошки в нашем вагончике открыты нараспашку. Отделка салона 958-й образца конца 1990-х довольно кондовенькая голубой крашенный верх и бордовая клеёнка снизу. В начале 2000-х сменится на более благородную светло-коричневый (под дерево) верх и аммендорфовский низ.

Только поехали сразу же в ход пошёл купленный перекус (как-то надо же заесть классный час и годовые оценки). Под нескончаемые перестуки (нет, всё же после Инской они кончатся свежая бетонка положена ещё по осени 1997 года) по деревяшке, под мощную продувку тёплыми, ласковыми ветрами, под пение двигателей-редукторов мчала нас труженица ЭР2-958 подальше от городского шума, рутинной суеты и домашнего обывательства. Подтверждение тому: перед Крахалём, конечно же, рванули под 100!!! Дивный сосново-травяной аромат ворвался в наш взвывший вагончик Незабываемая поездка!

Что же вдруг так всколыхнуло память и заставило с радостью вспомнить тот светлый майский денёк 1999 года?

Ещё прошлой осенью, занимаясь поиском ЖД-видео-кадров с нашими Зап-Сибовскими ЭР-ками а для этого приходится, порой, отсматривать не только официальное документальное или художественное кино (спасибо таким великим новосибирским кинорежиссёрам, как Юрий Андреевич Шиллер, Раиса Ерназарова, Леонид Леонидович Сикорук и т.д.), но и любительские съёмки, короткие видеоролики всяких свадеб, армейских служб и т.д., попадаю на Ютубе на изумительное видео, посвящённое Дню Города Новосибирска в июне 1999 года (в названии ролика ошибочно назван 2000-й год). Запечатлена атмосфера города тех лет новосибирцам, чьё детство выпало на 1990-е годы, думаю, будет очень интересно. Начинается видео с гуляния (в Первомайском сквере и Центральном парке), продолжается самим празднеством (в центре города), а затем, с 7-й минуты, автор видео (Алексей Казанцев) отправляется на набережную Оби, где мимоходом снимает речной транспорт, мосты Тут уже сердце забилось учащённей раз автор переключился на съёмку транспорта, должны же быть кадры на железке, обязательно должны! Наконец, 8 минута 46 секунда и ура-а-а! Попадаешь в детство, мгновенно!!! Вот эти потрясающие кадры снято уже вечерком, часов в 19-20, нежная солнечная погодка:

МГНОВЕНИЯ ДЕТСТВА.

27 июня 1999 года, о.п. Речной Вокзал с путепровода ул.Восход: та самая 8-вагонка ЭР2-958, на которой в мае довелось прокатиться после победоносного завершения 1998/99 учебного года. Скорей всего едет с вечернего Буготака (который с города на 15час с копейками). Электропоезд ЭР2-958 в те годы был не закрелённый (безхозный) и поэтому не вылазил с дополнительных (летних, выходных) маршрутов. Всё утопает в зелени, куча кустов и деревьев по краю выемки; ещё лежит деревяшка в обе стороны: рыжевато-коричневые, почти втопленные в балласт, деревянные шпалы с кое-где выпавшими костылями, никакой щебёнкой и не пахнет, а у рельс растёт себе травка-муравка. Недолго осталось чеканным перестукам по дереву на Речном: уже через два года, весной 2001 года, здесь будет уложена бетонка, навалена куча щебня, электрички начнут подъезжать к платформе тихо и скучно. У ЭР-ки тёмно-серая крыша, кое-где не прокрашенная (в составе вагоны все родные тогда солянка в Новосибирске считалась дикостью).

СМОТРЕТЬ ЭПИЗОД на ЮТУБЕ ->>>

Низкий поклон автору видео за этот прекрасный исторический эпизод (пускай совсем коротенький 8 секунд, зато какой!) из жизни нашей железки тех лет, ещё не испачканной и не испорченной серо-красной ржаво-подтёчной заразой под названием p/d. Ни в коем случае не идеализирую то время много было минусов, конечно, проблем: разруха, отсутствие необходимых продуктов, одежды как наследие совка и т.д., но согласитесь! плюсов-то было гор-раздо больше! И железная дорога была НАСТОЯЩАЯ. Не вернуть её, матушку, прежнюю уже никогда слишком глубоко пид пустил свои ядовитые корни: уничтожение пригородного и пассажирского транспорта, сумасшедшие цены на проезд, повсюду заборы да толстенно-неказистые эмблемки, железнодорожники, облачённые в тёмно-серую с красными нашивками робу, ишачат как рабы, от безвыходности готовые исполнить любой безумный приказ, а у местных депо, руководства нет своего мнения никакого; слишком крепко расцвела техно-цивилизация с турникетами да камерами; слишком много стало пластиковых серо-красных панелек-плиточек, вот-вот отваливающихся и трескающихся, да везде назойливо маячит это чудесное недоразумение STATION. Эх!

***

Ну и в завершение несколько моих самых удачных фотографий электропоезда детства ЭР2-958. Последний КР эта славная ЭР-ка прошла на рубеже 1999-2000 гг. на Октябрьском ЭВРЗ. Почти сразу же после него на линии вылез серьёзный брак: на мосту через Иню у вагона 958.04 заклинило колёсную пару. В 2006-м году 958-ю увезли в Алтайку на КРП, где превратили в ЭС2-образное нечто с соответствующими мордами. Есть ещё фото салона вагона 02, но оно будет выложено чуть позже (после цифрового сканирования плёнки).

Самый первый кадр, сделанный на зеркалку - фотоаппарат Зенит-TTL. Новосибирск-Главный, 3 мая 2004 года.

Почему-то на 958-й любили слишком толсто рисовать красную полосу по центру лобовой части, но смотрелось здорово.

На борту родная табличка: Электропоезд ЭР2. РВЗ. 1972 год.

 

Разгоняется с Центра утренним рейсом НовосибирскИскитим на 8.37, август 2005 года.

Май 2018 г., Подмосковье

Вернуться к Заметкам ->>>

 

 

 

(С) Сайт Электропоезд ЭР2-1001, 2004-2018

Материалы сайта разрешается использовать, но только после разрешения автора и обязательной ссылки на первоисточник.