е

 

 

   

-> Приписка

-> Фотографии

-> Скиталочки

-> Обо мне

-> Ссылки

-> E-Mail


Публикации

В этом разделе Вы сможете найти различные материалы (статьи, рассказы и прочее), связанные с электропоездами Западно-Сибирской железной дороги и не только.

Все материалы собственные, поэтому копировать их разрешается только после согласия автора.

.


 

Заметки

«Мгновения детства: ЭР2-958 на Речном Вокзале»

 

«Уважаемые пассажиры! На первый путь прибывает электропоезд

до станции Восточная! До станции Восточная прибывает

электропоезд! При посадке будьте внимательны и осторожны!

Счастливого вам пути!»

Из громкоговорителя на о.п. Речной Вокзал

Ах, вот и окончен 7-й класс, наконец-то! На итоговом «классном часе» в пятницу нам пофамильно зачитали оценки за четверть и за год (тройбанов, слава богу, удалось избежать) и даже немного раньше, в честь ухода на каникулы, отпустили по домам. Погода в конце мая 1999 года суперская – прыгай да бегай в майке и шортах, всё кругом в благоухающей свежей и сочной зелени, солнце припекает по-летнему, небо в лёгких пересто-кучевых облачках, ветерок ласково обдаёт прохладцей… Может кто и разбежится «по домам» от нечего делать, но я уже спешу на метро с «Гагаринской» (где находится школа) до «Речного Вокзала», чтобы успеть на дневную «Восточную» (электричка, которая по пятницам-субботам-воскресеньям на 14.45 с Новосибирска-Главного) и на ней укатить на дачку – впереди долгожданная жизнь на свободе, вдали от городской суеты, школьных обывательских будней, глупого общения с одноклассниками, домашней рутины и прочего непотребства, никак не запечатляющегося в душе и сердце, а значит в Вечности. 

«Станция – ‘Речной Вокзал’, платформа справа» - вежливо, интеллигентным голосом объявляет тётенька по автоинформатору вагона поезда метро (та самая диктор с новосибирского радио, что ежедневно по утрам читает сводку погоды). Немного задерживаюсь на платформе, чтобы посмотреть отправление своего поезда и дождаться прибытия встречного – из 10 станций нашего метро только на «Речном Вокзале», благодаря боковым платформам, можно увидеть встречный поезд целиком, во всей красе, с оборудованием и колёсами, а это ну очень интересно, особенно когда ты едва «перевалил» за первый «десяток», а внутренний мир почти не загрязнён всякой мерзостью. Ведь не было тогда ни интернетов, ни мобильников, да и компьютер-то далеко-о не в каждом доме увидишь, и – поверьте, братцы! – жизнь (тем более детская) без этих «причиндалов» была очень даже возможна! И жизнь эта – великолепна и прекрасна! Радуешься буквально любой «мелочи», будь-то дуновение ветерка, шелест-говорок городских тополей или красивое прибытие поезда на «Речной». Под глазами нет тёмных «кругов»; взор не замутнён экраном монитора, светится радостью; рот – не унылая «скоба», а лёгкая улыбка; щёки покрыты румянцем благодаря постоянной двигательной активности. Речь – простая, образная, непосредственная, без надоедливой, опостылевшей взрослой «зауми» и «понтов», сопровождаемая доброй и энергичной жестикуляцией. Можно долго перечислять список того, что потерялось при появлении компа, сотовых вышек, постоянного прицела видеокамер (разве что в туалетах их пока ещё нет), соцсетей и прочей «чумы» 21 века. Эх!

На «Восточную» едва успеваю – до электрички осталось три минуты. В вестибюле метро в пригородной кассе беру до 4-й зоны детский билет (да-да, братцы, детский! В 13 лет! И не надо было справки всякие идиотские предъявлять, что-то подтверждая или доказывая. Видит тётенька-кассир – малой стоит, ну и продаёт она ему детский билет и никакую справку под лупой не рассматривает) и выхожу на платформу под пронзительный и протяжённый сигнал громкоговорителя-объявляльщика – сначала долго так: «пи-и-и-и-и…», а потом чеканно-чётким мужским голосом, с многозначительным эхом на всю округу: «электропоезд до станции Восточная прибывает на первый путь». Под перестуки разгоняющейся в сторону Главного ржаво-зелёненькой ЭР2-441 с коричневыми оконцами (ох, давно же её не красили!) покупаю в киоске лимонад «Крем-сода» новосибирского завода «Винап» и булку с посыпкой. Глупо, конечно! Сейчас бы ни в жисть не взял бы эту гадость, напичканную химией (лимонад) да дрожжами (булка), но тогда, в эпоху проблем с продуктами, это казалось ну очень диковинным, вкусным и даже питательным, да и вполне было по детскому карману.

И вот где-то за путепроводом ул. Восход звонко-надрывно раздаётся столь родное и знакомое: «Тьфи-ить!». Бегу по платформе ко второму (моторному) вагону с «головы», одновременно закидывая купленный «перекус» в ранец. Народу на платформе многовато, но в основном все ждут черепановскую (следом идёт за восточной). Несколько секунд – и за спиной уже слышится череда смолкающих пристуков: «Ту-ту…. Ту-ту….» под шелестящее торможение с лёгким подскрипыванием колодок. Принципиально не оглядываюсь, пытаясь угадать, на какой же поеду – поди 456-я: зачастила она к нам на Кузбасс, особенно в Буготак, а с её 8-ю вагончиками ну очень «весело» ехать воскресным вечером в город. А может и 479-я, тоже нередко к нам бегает – тогда супер, салон у неё уютный, под «мебель», да и гоночная она: в три-четыре толчка полетела под 90, правда на «галаховских» рессорах жестковато перекачивается, чуть дребезжа cвоей «аммендорфовской» отделкой на скорости. 

  

На эти фотографии можно смотреть бесконечно, ведь они из детства. Лето-осень 1999 года, хоженный-перехоженный, езженный-переезженный участок Речной Вокзал—Центр. Перегон ещё «деревянный», какой-то игрушечный свиду, утопает в зелени, впомине нет дурацких заборов. Уже почтенного возраста ЭР-ки в изумительной окраске, с бирюзовой полосой по окошкам, с красивым «РЖД»-шным кругляшком. Именно эти две – 479-я и 456-я – очень часто ходили на Кузбасс в 1999 году, особенно на «выходные» маршруты, и поэтому постоянно попадались нам. В сторону о.п. Центр (ЭР2-479) ЭР-ки разгонялись до 70-75 км/ч (дабы к «Центру» успеть доехать графиком после затяжной стоянки на «Речном»), оглушая перестуками гаражный ряд вдоль перегона, 5-этажки-«хрущёвки», Автовокзал и трамвайную остановку на ул. Серебренниковская. В сторону «Речного» (ЭР2-456) скорость 45-50 максимум (весной давалось ограничение скорости в районе Автовокзала, т.к. там «ползёт» довольно внушительная насыпь) – видны древние железные столбики КС (поставлены в 1951 г. при проведении электрификации до Инской и ликвидированы в середине 2000-х годов). Низкий поклон авторам этих потрясающих снимков – Александру Данилову (Томск) и Павлу Кашину (Москва). Спасибо вам, что запечатлели эти чудесные мгновения! 

«ЗС. ЭР2-95809» - настигает меня головной вагон и следом же моторный: «ЗС. ЭР2-95808» (а должно быть «95810»). А, ну конечно! Ещё одна любимая восьмивагоночка – ЭР2-958, как же! На той неделе два раза возвращались на ней с дачи, плелась еле-еле, по расписанию, нигде даже не «рванула» толком. Тоже не вылазит она с «выходных» дополнительных на Кузбассе, как и ЭР2-456. Шелковичиха, Восточная, Буготак – вот, куда её любят «пулять» в нашем депо. А на Запад по СВ её обязательно отправят в дневной Чик на 14.30. В общем, дачной электричкой стала наша 958-я ЭР-ка – на славу пропитается за лето цветочно-ягодно-помидорным ароматом, много добрых бесед о теплицах, урожаях-неурожаях поведут на её уютных деревянных лавочках бабушки да дедушки, а из коричневых деревянных оконцев, иногда безстрашно высунувшись, будут любознательно обозревать сибирские дали маленькие пассажиры – братцы да сестрички. Умиротворённо, покойно ехать на дачной электричке, тем более днём!

Машинист старается плавно остановиться у значка «остановка первого вагона», чуть приспуская тормоза: «Псс-псс-пс—пссс…» - то и дело раздаётся свист-шипение из-под вагончиков, выкрашенных в двойной западно-сибирский цвет (тёмно-зелёная с салатовой полосой по окошкам). Наконец, остановка. Резво залажу в вагон – народу немного. На выбор несколько свободных «купе» и даже не на солнечной стороне (где встречный путь). Прекрасно! Все окошки в нашем вагончике открыты нараспашку. Отделка салона 958-й образца конца 1990-х довольно кондовенькая – голубой крашенный верх и бордовая клеёнка снизу. В начале 2000-х сменится на более благородную – светло-коричневый (под дерево) верх и «аммендорфовский» низ.

Только поехали – сразу же в ход пошёл купленный перекус (как-то надо же «заесть» классный час и годовые оценки). Под нескончаемые перестуки (нет, всё же после Инской они кончатся – свежая «бетонка» положена ещё по осени 1997 года) по «деревяшке», под мощную продувку тёплыми, ласковыми ветрами, под пение двигателей-редукторов мчала нас труженица ЭР2-958 подальше от городского шума, рутинной суеты и домашнего обывательства. Подтверждение тому: перед Крахалём, конечно же, рванули под 100!!! Дивный сосново-травяной аромат ворвался в наш «взвывший» вагончик… Незабываемая поездка!

Что же вдруг так всколыхнуло память и заставило с радостью вспомнить тот светлый майский денёк 1999 года?

Ещё прошлой осенью, занимаясь поиском ЖД-видео-кадров с нашими Зап-Сибовскими ЭР-ками – а для этого приходится, порой, отсматривать не только официальное документальное или художественное кино (спасибо таким великим новосибирским кинорежиссёрам, как Юрий Андреевич Шиллер, Раиса Ерназарова, Леонид Леонидович Сикорук и т.д.), но и любительские съёмки, короткие видеоролики всяких свадеб, армейских служб и т.д., – попадаю на Ютубе на изумительное видео, посвящённое Дню Города Новосибирска в июне 1999 года (в названии ролика ошибочно назван 2000-й год). Запечатлена атмосфера города тех лет – новосибирцам, чьё детство выпало на 1990-е годы, думаю, будет очень интересно. Начинается видео с гуляния (в Первомайском сквере и Центральном парке), продолжается самим празднеством (в центре города), а затем, с 7-й минуты, автор видео (Алексей Казанцев) отправляется на набережную Оби, где мимоходом снимает речной транспорт, мосты… Тут уже сердце забилось учащённей – раз автор переключился на съёмку транспорта, должны же быть кадры на «железке», обязательно должны! Наконец, 8 минута 46 секунда и – ура-а-а! Попадаешь в детство, мгновенно!!! Вот эти потрясающие кадры – снято уже вечерком, часов в 19-20, нежная солнечная погодка:

  

 

«МГНОВЕНИЯ ДЕТСТВА».

27 июня 1999 года, о.п. «Речной Вокзал» с путепровода ул.Восход: та самая 8-вагонка ЭР2-958, на которой в мае довелось прокатиться после победоносного завершения 1998/99 учебного года. Скорей всего едет с вечернего Буготака (который с города на 15час с копейками). Электропоезд ЭР2-958 в те годы был не закрелённый (безхозный) и поэтому не вылазил с «дополнительных» (летних, выходных) маршрутов. Всё утопает в зелени, куча кустов и деревьев по краю выемки; ещё лежит «деревяшка» в обе стороны: рыжевато-коричневые, почти втопленные в балласт, деревянные шпалы с кое-где выпавшими костылями, никакой щебёнкой и не пахнет, а у рельс растёт себе травка-муравка. Недолго осталось чеканным перестукам по «дереву» на Речном: уже через два года, весной 2001 года, здесь будет уложена «бетонка», навалена куча щебня, электрички начнут подъезжать к платформе тихо и скучно. У ЭР-ки тёмно-серая крыша, кое-где не прокрашенная (в составе вагоны все родные – тогда «солянка» в Новосибирске считалась дикостью).

СМОТРЕТЬ ЭПИЗОД на ЮТУБЕ ->>>

Низкий поклон автору видео за этот прекрасный исторический эпизод (пускай совсем коротенький – 8 секунд, зато какой!) из жизни нашей «железки» тех лет, ещё не испачканной и не испорченной серо-красной ржаво-подтёчной заразой под названием p/d. Ни в коем случае не идеализирую то время – много было минусов, конечно, проблем: разруха, отсутствие необходимых продуктов, одежды как наследие «совка» и т.д., но – согласитесь! – плюсов-то было гор-раздо больше! И железная дорога была НАСТОЯЩАЯ. Не вернуть её, матушку, прежнюю уже никогда – слишком глубоко «пид» пустил свои ядовитые корни: уничтожение пригородного и пассажирского транспорта, сумасшедшие цены на проезд, повсюду заборы да толстенно-неказистые эмблемки, железнодорожники, облачённые в тёмно-серую с красными нашивками робу, ишачат как рабы, от безвыходности готовые исполнить любой безумный приказ, а у местных депо, руководства нет своего мнения никакого; слишком крепко расцвела техно-цивилизация с турникетами да камерами; слишком много стало пластиковых серо-красных панелек-плиточек, вот-вот отваливающихся и трескающихся, да везде назойливо маячит это чудесное недоразумение «…STATION». Эх!

***

Ну и в завершение – несколько моих самых удачных фотографий «электропоезда детства» ЭР2-958. Последний КР эта славная ЭР-ка прошла на рубеже 1999-2000 гг. на Октябрьском ЭВРЗ. Почти сразу же после него на линии вылез серьёзный брак: на мосту через Иню у вагона 958.04 заклинило колёсную пару. В 2006-м году 958-ю увезли в Алтайку на КРП, где превратили в ЭС2-образное нечто с соответствующими «мордами». Есть ещё фото салона вагона 02, но оно будет выложено чуть позже (после цифрового сканирования плёнки).

Самый первый кадр, сделанный на «зеркалку» - фотоаппарат «Зенит-TTL». Новосибирск-Главный, 3 мая 2004 года.

Почему-то на 958-й любили слишком толсто рисовать красную полосу по центру лобовой части, но смотрелось здорово.

На борту – родная табличка: «Электропоезд ЭР2. РВЗ. 1972 год».

 

Разгоняется с «Центра» утренним рейсом Новосибирск—Искитим на 8.37, август 2005 года.

Май 2018 г., Подмосковье

Вернуться к Заметкам ->>>

 

 

 

(С) Сайт «Электропоезд ЭР2-1001», 2004-2018

Материалы сайта разрешается использовать, но только после разрешения автора и обязательной ссылки на первоисточник.