|
->
Приписка
-> Фотографии
-> Скиталочки
-> Обо
мне
-> Ссылки
-> E-Mail
|
Публикации
В этом
разделе Вы
сможете
найти
различные материалы
(статьи,
рассказы и
прочее),
связанные с
электропоездами
Западно-Сибирской
железной
дороги и не
только.
Все
материалы
собственные,
поэтому
копировать
их
разрешается
только
после
согласия
автора.
.
|
Заметки
«Мгновения
детства: ЭР2-958
на Речном
Вокзале»
«Уважаемые
пассажиры!
На первый
путь прибывает
электропоезд
до
станции Восточная!
До станции Восточная
прибывает
электропоезд!
При посадке
будьте
внимательны
и осторожны!
Счастливого
вам пути!»
Из
громкоговорителя
на о.п.
Речной
Вокзал
Ах, вот и
окончен 7-й
класс,
наконец-то!
На итоговом
«классном
часе» в
пятницу нам
пофамильно
зачитали
оценки за
четверть и
за год (тройбанов,
слава богу,
удалось
избежать) и
даже немного
раньше, в
честь ухода
на каникулы,
отпустили
по домам. Погода
в конце мая 1999
года
суперская –
прыгай да
бегай в
майке и
шортах, всё
кругом в
благоухающей
свежей и
сочной
зелени,
солнце припекает
по-летнему,
небо в
лёгких
пересто-кучевых
облачках, ветерок
ласково
обдаёт
прохладцей…
Может кто и
разбежится
«по домам» от
нечего
делать, но я
уже спешу на
метро с
«Гагаринской»
(где находится
школа) до
«Речного
Вокзала»,
чтобы успеть
на дневную
«Восточную»
(электричка,
которая по
пятницам-субботам-воскресеньям
на 14.45 с
Новосибирска-Главного)
и на ней укатить
на дачку –
впереди
долгожданная
жизнь на
свободе,
вдали от
городской
суеты, школьных
обывательских
будней,
глупого общения
с
одноклассниками,
домашней
рутины и прочего
непотребства,
никак не
запечатляющегося
в душе и
сердце, а
значит в
Вечности.
«Станция
– ‘Речной
Вокзал’,
платформа
справа» - вежливо,
интеллигентным
голосом
объявляет
тётенька по
автоинформатору
вагона поезда
метро (та
самая
диктор с
новосибирского
радио, что
ежедневно
по утрам
читает
сводку
погоды). Немного
задерживаюсь
на
платформе,
чтобы посмотреть
отправление
своего
поезда и дождаться
прибытия
встречного –
из 10 станций
нашего
метро
только на
«Речном
Вокзале», благодаря
боковым
платформам,
можно
увидеть
встречный
поезд
целиком, во
всей красе, с
оборудованием
и колёсами, а
это ну очень
интересно,
особенно
когда ты едва
«перевалил»
за первый
«десяток», а
внутренний
мир почти не
загрязнён
всякой
мерзостью.
Ведь не было
тогда ни
интернетов,
ни мобильников,
да и
компьютер-то
далеко-о не в
каждом доме
увидишь, и –
поверьте,
братцы! – жизнь
(тем более
детская) без
этих
«причиндалов»
была очень
даже
возможна! И
жизнь эта – великолепна
и прекрасна!
Радуешься
буквально
любой
«мелочи»,
будь-то
дуновение
ветерка,
шелест-говорок
городских
тополей или
красивое
прибытие
поезда на
«Речной». Под
глазами нет
тёмных
«кругов»; взор
не замутнён
экраном
монитора,
светится
радостью;
рот – не
унылая
«скоба», а
лёгкая
улыбка; щёки покрыты
румянцем
благодаря
постоянной
двигательной
активности. Речь –
простая, образная,
непосредственная,
без
надоедливой,
опостылевшей
взрослой «зауми»
и «понтов»,
сопровождаемая
доброй и энергичной
жестикуляцией.
Можно долго
перечислять
список того,
что потерялось
при
появлении
компа,
сотовых вышек,
постоянного
прицела
видеокамер
(разве что в
туалетах их
пока ещё нет),
соцсетей и
прочей «чумы»
21 века. Эх!
На
«Восточную»
едва
успеваю – до
электрички осталось
три минуты. В
вестибюле
метро в
пригородной
кассе беру
до 4-й зоны
детский
билет (да-да,
братцы, детский!
В 13 лет! И не надо
было
справки
всякие
идиотские
предъявлять,
что-то
подтверждая
или
доказывая. Видит
тётенька-кассир
– малой стоит, ну
и продаёт
она ему
детский
билет и никакую
справку под
лупой не
рассматривает)
и выхожу на
платформу
под
пронзительный
и протяжённый
сигнал
громкоговорителя-объявляльщика
– сначала
долго так:
«пи-и-и-и-и…», а
потом
чеканно-чётким
мужским
голосом, с
многозначительным
эхом на всю
округу:
«электропоезд
до станции Восточная
прибывает
на первый
путь». Под
перестуки
разгоняющейся
в сторону Главного
ржаво-зелёненькой
ЭР2-441 с
коричневыми
оконцами (ох,
давно же её
не красили!)
покупаю в киоске
лимонад
«Крем-сода»
новосибирского
завода
«Винап» и
булку с
посыпкой.
Глупо, конечно!
Сейчас бы ни
в жисть не
взял бы эту
гадость,
напичканную
химией
(лимонад) да
дрожжами
(булка), но
тогда, в
эпоху проблем
с
продуктами,
это
казалось ну
очень диковинным,
вкусным и
даже
питательным,
да и вполне
было по
детскому
карману.
И вот
где-то за
путепроводом
ул. Восход
звонко-надрывно
раздаётся
столь
родное и
знакомое: «Тьфи-ить!».
Бегу по
платформе
ко второму
(моторному)
вагону с
«головы»,
одновременно
закидывая
купленный
«перекус» в
ранец.
Народу на
платформе
многовато,
но в
основном
все ждут
черепановскую
(следом идёт
за
восточной). Несколько
секунд – и за
спиной уже слышится
череда
смолкающих
пристуков:
«Ту-ту…. Ту-ту….»
под
шелестящее
торможение
с лёгким
подскрипыванием
колодок. Принципиально
не
оглядываюсь,
пытаясь угадать,
на какой же
поеду – поди
456-я:
зачастила она
к нам на
Кузбасс,
особенно в
Буготак, а с её
8-ю
вагончиками
ну очень
«весело»
ехать воскресным
вечером в
город. А
может и 479-я,
тоже
нередко к
нам бегает –
тогда супер,
салон у неё
уютный, под
«мебель», да и
гоночная
она: в
три-четыре
толчка
полетела под
90, правда на
«галаховских»
рессорах
жестковато
перекачивается,
чуть
дребезжа cвоей
«аммендорфовской»
отделкой на
скорости.
На
эти
фотографии
можно
смотреть
бесконечно,
ведь они из
детства.
Лето-осень 1999
года, хоженный-перехоженный,
езженный-переезженный
участок
Речной
Вокзал—Центр.
Перегон ещё
«деревянный»,
какой-то
игрушечный
свиду,
утопает в зелени,
впомине нет
дурацких
заборов. Уже
почтенного
возраста
ЭР-ки в
изумительной
окраске, с
бирюзовой
полосой по
окошкам, с
красивым
«РЖД»-шным
кругляшком.
Именно эти
две – 479-я и 456-я –
очень часто
ходили на Кузбасс
в 1999 году,
особенно на
«выходные»
маршруты, и
поэтому
постоянно
попадались
нам. В сторону
о.п. Центр (ЭР2-479)
ЭР-ки
разгонялись
до 70-75 км/ч (дабы
к «Центру»
успеть
доехать
графиком после
затяжной
стоянки на
«Речном»),
оглушая
перестуками
гаражный
ряд вдоль
перегона,
5-этажки-«хрущёвки»,
Автовокзал
и
трамвайную
остановку
на ул. Серебренниковская.
В сторону
«Речного» (ЭР2-456)
скорость 45-50
максимум
(весной
давалось
ограничение
скорости в
районе
Автовокзала,
т.к. там
«ползёт»
довольно
внушительная
насыпь) –
видны
древние
железные
столбики КС
(поставлены
в 1951 г. при
проведении
электрификации
до Инской и
ликвидированы
в середине
2000-х годов).
Низкий
поклон
авторам
этих потрясающих
снимков – Александру
Данилову
(Томск) и Павлу
Кашину
(Москва).
Спасибо вам,
что
запечатлели
эти чудесные
мгновения!
«ЗС. ЭР2-95809» -
настигает
меня
головной
вагон и следом
же моторный:
«ЗС. ЭР2-95808» (а
должно быть
«95810»). А, ну
конечно! Ещё
одна
любимая
восьмивагоночка
– ЭР2-958, как же! На
той неделе
два раза
возвращались
на ней с дачи,
плелась
еле-еле, по расписанию,
нигде даже
не «рванула»
толком. Тоже
не вылазит
она с
«выходных»
дополнительных
на Кузбассе,
как и ЭР2-456.
Шелковичиха,
Восточная,
Буготак – вот,
куда её
любят
«пулять» в
нашем депо. А
на Запад по СВ
её
обязательно
отправят в
дневной Чик
на 14.30. В общем,
дачной
электричкой
стала наша
958-я ЭР-ка – на
славу
пропитается
за лето
цветочно-ягодно-помидорным
ароматом,
много
добрых
бесед о
теплицах,
урожаях-неурожаях
поведут на
её уютных
деревянных
лавочках
бабушки да
дедушки, а из
коричневых
деревянных
оконцев,
иногда
безстрашно
высунувшись,
будут
любознательно
обозревать
сибирские
дали
маленькие
пассажиры –
братцы да
сестрички.
Умиротворённо,
покойно
ехать на
дачной
электричке,
тем более
днём!
Машинист
старается
плавно
остановиться
у значка
«остановка
первого
вагона», чуть
приспуская
тормоза:
«Псс-псс-пс—пссс…»
- то и дело раздаётся
свист-шипение
из-под
вагончиков,
выкрашенных
в двойной
западно-сибирский
цвет
(тёмно-зелёная
с салатовой
полосой по окошкам).
Наконец,
остановка.
Резво
залажу в
вагон –
народу
немного. На
выбор
несколько свободных
«купе» и даже
не на
солнечной
стороне (где
встречный
путь).
Прекрасно!
Все окошки в
нашем
вагончике
открыты
нараспашку.
Отделка
салона 958-й
образца
конца 1990-х довольно
кондовенькая
– голубой
крашенный верх
и бордовая
клеёнка
снизу. В
начале 2000-х сменится
на более
благородную
–
светло-коричневый
(под дерево)
верх и
«аммендорфовский»
низ.
Только
поехали –
сразу же в
ход пошёл
купленный
перекус
(как-то надо
же «заесть»
классный
час и
годовые
оценки). Под
нескончаемые
перестуки
(нет, всё же
после
Инской они
кончатся –
свежая
«бетонка»
положена
ещё по осени
1997 года) по
«деревяшке»,
под мощную
продувку
тёплыми,
ласковыми
ветрами, под
пение
двигателей-редукторов
мчала нас
труженица
ЭР2-958
подальше от
городского
шума,
рутинной
суеты и
домашнего обывательства.
Подтверждение
тому: перед Крахалём,
конечно же,
рванули под
100!!! Дивный
сосново-травяной
аромат
ворвался в
наш
«взвывший»
вагончик…
Незабываемая
поездка!
Что же
вдруг так
всколыхнуло
память и
заставило с
радостью
вспомнить
тот светлый
майский
денёк 1999 года?
Ещё
прошлой
осенью,
занимаясь
поиском ЖД-видео-кадров
с нашими Зап-Сибовскими
ЭР-ками – а для
этого
приходится,
порой,
отсматривать
не только
официальное
документальное
или
художественное
кино
(спасибо
таким
великим
новосибирским
кинорежиссёрам,
как Юрий
Андреевич
Шиллер,
Раиса
Ерназарова,
Леонид
Леонидович
Сикорук и т.д.),
но и
любительские
съёмки,
короткие
видеоролики
всяких
свадеб,
армейских
служб и т.д., –
попадаю на
Ютубе на изумительное
видео,
посвящённое Дню Города
Новосибирска
в июне 1999 года (в
названии
ролика ошибочно
назван 2000-й
год).
Запечатлена
атмосфера города
тех лет –
новосибирцам,
чьё детство
выпало на 1990-е
годы, думаю,
будет очень
интересно.
Начинается
видео с
гуляния (в
Первомайском
сквере и
Центральном
парке),
продолжается
самим
празднеством
(в центре
города), а
затем, с 7-й
минуты,
автор видео (Алексей
Казанцев)
отправляется
на
набережную
Оби, где
мимоходом
снимает
речной
транспорт,
мосты… Тут уже
сердце
забилось
учащённей –
раз автор
переключился
на съёмку
транспорта, должны
же быть
кадры на
«железке»,
обязательно
должны!
Наконец, 8
минута 46
секунда и –
ура-а-а!
Попадаешь в
детство,
мгновенно!!!
Вот эти
потрясающие
кадры – снято
уже
вечерком,
часов в 19-20,
нежная
солнечная
погодка:
«МГНОВЕНИЯ
ДЕТСТВА».
27
июня 1999 года,
о.п. «Речной
Вокзал» с
путепровода
ул.Восход: та
самая
8-вагонка ЭР2-958,
на которой в
мае довелось
прокатиться
после
победоносного
завершения
1998/99 учебного
года. Скорей
всего едет с
вечернего
Буготака (который
с города на
15час с
копейками).
Электропоезд
ЭР2-958 в те годы
был не
закрелённый
(безхозный) и
поэтому не
вылазил с
«дополнительных»
(летних,
выходных)
маршрутов.
Всё утопает
в зелени,
куча кустов
и деревьев
по краю
выемки; ещё
лежит
«деревяшка» в
обе стороны: рыжевато-коричневые,
почти втопленные
в балласт,
деревянные
шпалы с
кое-где
выпавшими
костылями,
никакой
щебёнкой и не
пахнет, а у
рельс
растёт себе
травка-муравка.
Недолго
осталось
чеканным
перестукам
по «дереву» на
Речном: уже
через два
года, весной
2001 года, здесь
будет
уложена «бетонка»,
навалена
куча щебня,
электрички
начнут
подъезжать
к платформе
тихо и
скучно. У ЭР-ки
тёмно-серая
крыша,
кое-где не
прокрашенная
(в составе
вагоны все
родные –
тогда «солянка»
в
Новосибирске
считалась
дикостью).
СМОТРЕТЬ
ЭПИЗОД на
ЮТУБЕ ->>>
Низкий
поклон
автору
видео за
этот прекрасный
исторический
эпизод
(пускай
совсем коротенький
– 8 секунд,
зато какой!)
из жизни нашей
«железки» тех
лет, ещё не
испачканной
и не
испорченной
серо-красной
ржаво-подтёчной
заразой под
названием p/d. Ни
в коем
случае не
идеализирую
то время – много
было
минусов,
конечно,
проблем:
разруха,
отсутствие
необходимых
продуктов,
одежды как
наследие
«совка» и т.д.,
но –
согласитесь!
– плюсов-то
было
гор-раздо
больше! И
железная дорога
была
НАСТОЯЩАЯ. Не
вернуть её,
матушку,
прежнюю уже
никогда –
слишком
глубоко «пид»
пустил свои
ядовитые
корни:
уничтожение
пригородного
и пассажирского
транспорта,
сумасшедшие
цены на проезд,
повсюду
заборы да
толстенно-неказистые
эмблемки,
железнодорожники,
облачённые
в
тёмно-серую
с красными
нашивками
робу, ишачат
как рабы, от
безвыходности
готовые
исполнить
любой безумный
приказ, а у
местных
депо,
руководства
нет своего
мнения
никакого;
слишком
крепко
расцвела
техно-цивилизация
с
турникетами
да камерами;
слишком
много стало
пластиковых
серо-красных
панелек-плиточек,
вот-вот отваливающихся
и
трескающихся,
да везде
назойливо
маячит это
чудесное
недоразумение
«…STATION». Эх!
***
Ну и в
завершение –
несколько
моих самых
удачных
фотографий
«электропоезда
детства» ЭР2-958.
Последний
КР эта
славная ЭР-ка
прошла на
рубеже 1999-2000 гг.
на
Октябрьском
ЭВРЗ. Почти сразу
же после
него на
линии вылез
серьёзный
брак: на
мосту через
Иню у вагона
958.04 заклинило
колёсную
пару. В 2006-м
году 958-ю увезли
в Алтайку на
КРП, где
превратили
в
ЭС2-образное
нечто с соответствующими
«мордами».
Есть ещё
фото салона
вагона 02, но
оно будет
выложено
чуть позже (после
цифрового
сканирования
плёнки).
Самый
первый кадр,
сделанный
на «зеркалку» -
фотоаппарат
«Зенит-TTL».
Новосибирск-Главный,
3 мая 2004 года.
Почему-то
на 958-й любили
слишком
толсто рисовать
красную
полосу по
центру
лобовой части,
но
смотрелось
здорово.
На борту –
родная
табличка:
«Электропоезд
ЭР2. РВЗ. 1972 год».
Разгоняется
с «Центра»
утренним
рейсом Новосибирск—Искитим
на 8.37, август 2005
года.
Май 2018 г.,
Подмосковье
Вернуться
к Заметкам ->>>
|