|
->
Приписка
-> Фотографии
-> Скиталочки
-> Обо
мне
-> Ссылки
-> E-Mail
|
Публикации
В этом
разделе Вы
сможете
найти
различные материалы
(статьи,
рассказы и
прочее),
связанные с
электропоездами
Западно-Сибирской
железной
дороги и не
только.
Все
материалы
собственные,
поэтому
копировать
их разрешается
только
после
согласия
автора.
.
|
ГАЗЕТНАЯ
ПОДШИВКА
Своя
высота
(с) Вечерний
Омск, 30.11.2012,
Автор
cтатьи –
Кирилл
Садовников
«Водить
электричку -
это
сложнейшее
дело.
Во-первых,
ответственность:
людей-то в
вагонах
больше, чем в
пассажирском
составе.
Во-вторых,
скорость -
она выше, чем
у грузового
поезда. И
потому,
в-третьих, -
особая
внимательность:
во время
движения
смотреть
надо
не только за
путями, но и
за
контактной
сетью, и
чтобы на
рельсах
ничего
постороннего,
и на
переездах
ни одной
машины.
А в
туман? А в
снегопад?
Машинист
приезжает на
конечную
станцию как
выжатый
лимон»
А.И.
Терехович
***
В
марте 1953 года
в депо Московка
несколько
паровозников
впервые
пересели на
электропоезда.
Так в Омске
пошли
первые электрички
[серии
Ср3]. И вот уже
без малого 60
лет по
области в
восточном и
западном
направлениях
людей возят электропоезда.
Школа
выживания
Безусловно,
взрослым
Анатолий стал
значительно
раньше
своих
сверстников.
Одно только
решение
учиться
после
восьмого
класса
сразу в
училище, в
школе и в
аэроклубе
говорит о
серьезном
подходе
парня к жизни.
А еще
говорит об
умении
ставить
задачи и
упорно идти
к цели. И ведь
он выдержал
напряжение,
старательно
учился и
ничего не бросил,
ни на что не
махнул
рукой, хотя в
подростковом
возрасте
учеба
мальчишек
не особенно
удерживает.
И судьба
его словно
испытывала.
Служить Тереховича
отправили
на Дальний
Восток. Вот
он и пилил в
бесшабашном
эшелоне
целую
неделю на
край Союза. А
там - сортировка,
распределение,
где
пришлось
расстаться
со всем, что
еще
связывало
призывника
с
«гражданкой»:
от пиджака с
рубашкой до алюминиевой
ложки с
выцарапанной
на ней фамилией
«Терехович».
Тереховича
определили
в морскую
пехоту.
- Гоняли как
надо, -
вспоминает
Анатолий
Иванович. -
Каждое утро -
круг семь
километров,
а потом уж
зарядка.
Курить до
завтрака
запрещалось.
Учились
стрелять из
всех видов
оружия. А
курсы
выживания?
Нас грузили
на баржу,
выводили ее
в открытое
море и
оставляли
на волю волн.
Конечно,
следили, кто
как ужасную
болтанку
переносит.
Тех, кто не
выдерживал,
забирали
вертолетом
и списывали
из морпехов.
Но это еще
что!
Анатолий
Иванович
рассказывает,
как однажды морпехов
выбросили
над тайгой в 700
километрах
от
Уссурийска.
С пустыми
руками. Без
кусочка
хлеба. Без
спичек и
воды. И приказали
вернуться в
Уссурийск.
- Шли мы
больше
месяца, -
вспоминает Терехович.
- Хорошо, у нас
десантные
ножи были, мы
их замечательно
метали.
Потому и
белку ели, и бурундука,
и кабана раз
сбили.
Научились
воду
добывать из
каждого
дерева. Из
луж через берет
пили. И дошли
ведь.
А в другой
раз их в
тундре
выбросили.
Но это, считает
Анатолий
Иванович,
было уже попроще:
вокруг
полно ягеля,
кругом утки,
гуси непуганые.
Да и навыки
уже были -
пригодились.
Не
обходились морпехи
и без моря. Терехович
вспоминает,
как
довелось с
эскадрой
кораблей
ходить в
дальний
поход к
берегам
Африки. О
задачах,
которые они
там
выполняли,
Анатолий
Иванович предпочитает
и сегодня не
рассказывать
- до сих пор
связан
подпиской.
Он ограничивается
только тем,
что делится
увиденным на
обратном
пути в
Индийском
океане:
десятки
кораблей
седьмого
американского
флота,
выстроившись,
шли в
сторону
Австралии.
Служить Тереховичу
пришлось на
полгода
больше положенного.
Так
сложилось.
Но «дембель»
все равно
пришел. С
торжественным
построением
на плацу и со
щемящим
сердце
«Прощанием
славянки»,
выжимающим
слезу из мужественных
морпехов.
А еще был
прощальный
обед, на
котором к Тереховичу
попала
ложка с
нацарапанной
на ней
фамилией «Терехович».
В это
невозможно
поверить, но
та самая. Можно
представить,
сколько она
за эти два с
половиной
года
походила по
рукам. И
вернулась...
Чему его
научила
довольно
жесткая,
порой на
грани
человеческих
возможностей,
военная
служба, что
дала? Я
спрашиваю Тереховича
и вижу, как он
вспоминает,
пытаясь
нащупать
главное,
самое
важное,
определяющее.
Так чему же? И
Анатолий
Иванович
находит:
- Служба дала
мне
уверенность
в своих
силах. У меня
появилось
ощущение,
что
здоровому человеку
погибнуть
нельзя ни
при каких
обстоятельствах.
Там я понял,
что нигде не
пропаду, а безвыходных
ситуаций не
бывает.
Вот и служба
стала той
высотой,
которую взял
на этот раз морпех Терехович.
Включая
восемьдесят
семь
прыжков с
парашютом.
Еще раз,
забегая вперед,
нельзя не
отметить,
что, выйдя на
пенсию,
Анатолий
Иванович
пришел в
Омское морское
собрание и
стал одним
из самых
активных
его членов.
Вместе с
моряками-подводниками
морпех Терехович
часто
выступает
перед
школьниками,
призывниками,
в училищах и
рассказывает
ребятам о
службе, о
морской дружбе,
о том, как в
лесу не
заблудиться,
воду добыть.
В общем, как
обрести
уверенность
в себе, как
взрослеть и
стать
сильным и
полезным обществу.
На
электричке
по экватору
Чем
заняться
после
службы, Терехович
раздумывал
недолго. И
действительно,
чего раздумывать,
если один
его дед был
помощником
машиниста
на поезде,
который
попал под
бомбежку у
Сталинграда.
Второй дед
водил
бронепоезд,
а родной
дядя
работал
машинистом
на электропоездах.
Вот и
Анатолий,
закончив
школу
помощников
машиниста,
стал возить
грузы от
Омска до
Исилькуля и
до Татарской.
Именно
тогда, в 1971
году, он
подъезжал к
Москаленкам,
когда
диспетчер
по радио
объявил: «Помощник
машиниста Терехович,
у вас
родился сын.
Поздравляем!»
Потом он на
десять лет
уходил
зарабатывать
квартиру,
заработал,
закончив
попутно
ОЛТУГА. И
вернулся на
железную
дорогу.
Вернулся в
кабину
тепловоза.
Тогда
строилась
станция
Иртышская,
вот он возил
туда технику.
А в 1979-м
Анатолий
выучился на
помощника
машиниста
электропоезда.
И через год
поехал.
- А в 1983 году я
сдал на
права и стал
машинистом, - говорит
Анатолий
Иванович. - И с
тех пор двадцать
лет водил
электрички.
Вообще, кто
не знает,
водить
электричку -
это
сложнейшее
дело.
Во-первых,
ответственность:
людей-то в вагонах
больше, чем в
пассажирском
составе.
Во-вторых,
скорость -
она выше, чем
у грузового
поезда. И
потому,
в-третьих, -
особая
внимательность:
во время
движения
смотреть
надо не только
за путями, но
и за
контактной
сетью, и чтобы
на рельсах
ничего
постороннего,
и на
переездах
ни одной
машины. А в
туман? А в
снегопад?
Машинист
приезжает
на конечную
станцию как
выжатый
лимон.
Омские
ЭР-ки, за «рулём»
которых на
протяжении
20-ти лет был
А.И. Терехович
Мы
считаем: в
месяц Терехович
совершал 20-22 поездки,
это 15 тысяч
километров.
В год набирается
примерно 150
тысяч. А за 20
лет? За 20 лет
Анатолий
Иванович
накрутил на
электропоездах
2,7 миллиона
километров.
По сути, его
электрички
полностью
обогнули
земной шар
по экватору,
тому самому,
который морпех
Терехович
когда-то
пересекал
на корабле...
Конечно,
машинисту Тереховичу
есть что
вспомнить.
Например,
как сбивал
корову,
вышедшую на
рельсы, не в
силах
остановить
электровоз.
А перед
Калачинском
вообще бык
прямо перед
поездом
выскочил и
встал.
- Хуже, когда
люди
неосмотрительны,
- говорит
Анатолий
Иванович. -
Помню, перед Называевкой
дорога,
скорость
всего 40
километров
в час. А тут,
откуда ни
возьмись,
женщина
перед локомотивом.
Экстренное
применил, но
все равно ударил.
Она
отлетела в
сугроб.
Подняли,
слава богу,
живая.
К слову,
каждый
такой
случай на
железной дороге
разбирают
тщательно и
досконально,
тем более
что в каждом
локомотиве
есть свой «черный
ящик». А
сколько раз Терехович
людей
спасал!
- Да не только
я, все
машинисты, -
рассказывает
Анатолий
Иванович. -
Например,
был случай,
стоим на станции
Омск на
пятом пути. А
люди
соседнего
завода идут
и
обязательно
под
электричкой
хотят
пролезть. И
вот стою, уже
двери вагонов
закрыл,
осталось
ручку
«вперед»
повернуть и
ехать.
Последний
раз
взглянул в зеркало
заднего
вида и вижу
женщину,
которая,
срезая путь,
под вагон
полезла.
Успел руку
одернуть от
ручки. А ведь
мог бы и не
увидеть...
Вообще, это
беда, народ
под
электрички
лезет часто.
И гибнут. И
ничего на
людей не действует.
И ротозеи в
электричках
никогда не
переводились.
Есть
правило: когда
электропоезд
приходит на
конечную
станцию,
машинист
обязан
пройти и
осмотреть все
вагоны. Терехович
смеется:
чего только
не забывают
люди в электричках:
и ружья
находил, и
портфели с
документами,
и лодка
надувная
была, и
гидрокостюм
был. И,
конечно,
деньги.
- В 85-м дело
было, -
рассказывает
Анатолий
Иванович. - Иду
по вагонам,
смотрю -
дипломат
лежит. Взял, с ним
пришел в
депо. Вместе
с дежурным
Василием
Яковлевичем
Телебиным
решили
посмотреть,
что в нем. Но
не тут-то
было,
дипломат
закрыт на
два кодовых
замка. А тут
звонят из
милиции:
дипломат с деньгами
не находили?
Позже
приехали
два милиционера,
которые
везли
зарплату
кому-то. Всю
дорогу
играли в
карты, а
потом
встали и вышли,
забыв
дипломат.
Между
прочим, в нем
было 127 тысяч.
Представляете
сумму для 1985 года?
- Но это еще
что, - смеется Терехович.
- Мой дядя
Анатолий
Михайлович Миненков
в 1986 году
нашел в
вагоне
инкассаторскую
сумку,
принес ее в
кабину,
открыл и
ахнул: кольца,
браслеты и
прочие
изумруды. На
полтора
миллиона
рублей.
Оказалось,
ювелирный
цех из Омска
переезжал в
Москаленки.
Как
умудрились
все это
богатство
забыть, понять
невозможно.
Кстати, за
этим
золотом к
нам
вертолет
присылали.
Машинист
Терехович
считался в
колонне
одним из
лучших. И
фотография
на Доске
почета, и
звание
лучшего инструктора
по ТБ. Учил
молодых
много. Терехович
по этому
поводу
замечает: «Те,
кого научил,
уже сами на
пенсию
выходят».
Безусловно,
и здесь
железнодорожник
Терехович
добился
своей
высоты.
Сам он на
заслуженный
отдых
уходил в 2003-м.
Анатолий
Иванович в
последний
раз вел
электропоезд
с Иртышской
до Омска. К
прибытию
поезда на
вокзал
пришло все
начальство,
пришли все
машинисты и
помощники
колонны
электропоездов.
По торжественному
случаю Тереховича
приняли на
первый путь.
И диктор на
весь вокзал
объявил:
«Электропоезд
ведет
машинист Терехович.
Это его
последняя
поездка».
Потом у
кабины электрички
его
встречала и
вся семья:
супруга
Лариса
Николаевна,
дочь Лена,
сын Геннадий
с женой
Светланой и
все трое
внуков - Витя,
Катюша и
Глеб.
Анатолий
Иванович,
конечно,
утонул в
цветах,
торжественных
и в то же время
теплых
словах и
даже в
слезах.
- А потом я
отдал ключи
от
электропоезда,
- говорит
Анатолий
Иванович, - и
все.
Разволновался,
конечно. А
вечером все
машинисты
собрались у
меня дома...
P.S. В том же 2003
году
эстафету от
отца принял
сын. Геннадий
Терехович
с тех пор
регулярно
водит
грузовые
поезда. «Водит
безаварийно,
без ЧП», -
говорит Терехович-старший
и на всякий
случай
стучит по
столу.
ВЕРНУТЬСЯ
К ГАЗЕТНОЙ
ПОДШИВКЕ ->>>
|