-> Приписка

-> Фотографии

-> Скиталочки

-> Обо мне

-> Ссылки

-> E-Mail


Публикации

В этом разделе Вы сможете найти различные материалы (статьи, рассказы и прочее), связанные с электропоездами Западно-Сибирской железной дороги и не только.

Все материалы собственные, поэтому копировать их разрешается только после согласия автора.

.


ГАЗЕТНАЯ ПОДШИВКА

Своя высота

(с) Вечерний Омск, 30.11.2012,

Автор cтатьи – Кирилл Садовников

«Водить электричку - это сложнейшее дело. Во-первых, ответственность: людей-то в вагонах больше, чем в пассажирском составе.

Во-вторых, скорость - она выше, чем у грузового поезда. И потому, в-третьих, - особая внимательность: во время движения смотреть

надо не только за путями, но и за контактной сетью, и чтобы на рельсах ничего постороннего, и на переездах ни одной машины.

А в туман? А в снегопад? Машинист приезжает на конечную станцию как выжатый лимон»

А.И. Терехович

 

***

В марте 1953 года в депо Московка несколько паровозников впервые пересели на электропоезда. Так в Омске пошли первые электрички [серии Ср3]. И вот уже без малого 60 лет по области в восточном и западном направлениях людей возят электропоезда.

Школа выживания

Безусловно, взрослым Анатолий стал значительно раньше своих сверстников. Одно только решение учиться после восьмого класса сразу в училище, в школе и в аэроклубе говорит о серьезном подходе парня к жизни. А еще говорит об умении ставить задачи и упорно идти к цели. И ведь он выдержал напряжение, старательно учился и ничего не бросил, ни на что не махнул рукой, хотя в подростковом возрасте учеба мальчишек не особенно удерживает.

И судьба его словно испытывала. Служить Тереховича отправили на Дальний Восток. Вот он и пилил в бесшабашном эшелоне целую неделю на край Союза. А там - сортировка, распределение, где пришлось расстаться со всем, что еще связывало призывника с «гражданкой»: от пиджака с рубашкой до алюминиевой ложки с выцарапанной на ней фамилией «Терехович». Тереховича определили в морскую пехоту.

- Гоняли как надо, - вспоминает Анатолий Иванович. - Каждое утро - круг семь километров, а потом уж зарядка. Курить до завтрака запрещалось. Учились стрелять из всех видов оружия. А курсы выживания? Нас грузили на баржу, выводили ее в открытое море и оставляли на волю волн. Конечно, следили, кто как ужасную болтанку переносит. Тех, кто не выдерживал, забирали вертолетом и списывали из морпехов.

Но это еще что! Анатолий Иванович рассказывает, как однажды морпехов выбросили над тайгой в 700 километрах от Уссурийска. С пустыми руками. Без кусочка хлеба. Без спичек и воды. И приказали вернуться в Уссурийск.

- Шли мы больше месяца, - вспоминает Терехович. - Хорошо, у нас десантные ножи были, мы их замечательно метали. Потому и белку ели, и бурундука, и кабана раз сбили. Научились воду добывать из каждого дерева. Из луж через берет пили. И дошли ведь.

А в другой раз их в тундре выбросили. Но это, считает Анатолий Иванович, было уже попроще: вокруг полно ягеля, кругом утки, гуси непуганые. Да и навыки уже были - пригодились.

Не обходились морпехи и без моря. Терехович вспоминает, как довелось с эскадрой кораблей ходить в дальний поход к берегам Африки. О задачах, которые они там выполняли, Анатолий Иванович предпочитает и сегодня не рассказывать - до сих пор связан подпиской. Он ограничивается только тем, что делится увиденным на обратном пути в Индийском океане: десятки кораблей седьмого американского флота, выстроившись, шли в сторону Австралии.

Служить Тереховичу пришлось на полгода больше положенного. Так сложилось. Но «дембель» все равно пришел. С торжественным построением на плацу и со щемящим сердце «Прощанием славянки», выжимающим слезу из мужественных морпехов. А еще был прощальный обед, на котором к Тереховичу попала ложка с нацарапанной на ней фамилией «Терехович». В это невозможно поверить, но та самая. Можно представить, сколько она за эти два с половиной года походила по рукам. И вернулась...

Чему его научила довольно жесткая, порой на грани человеческих возможностей, военная служба, что дала? Я спрашиваю Тереховича и вижу, как он вспоминает, пытаясь нащупать главное, самое важное, определяющее. Так чему же? И Анатолий Иванович находит:

- Служба дала мне уверенность в своих силах. У меня появилось ощущение, что здоровому человеку погибнуть нельзя ни при каких обстоятельствах. Там я понял, что нигде не пропаду, а безвыходных ситуаций не бывает.

Вот и служба стала той высотой, которую взял на этот раз морпех Терехович. Включая восемьдесят семь прыжков с парашютом.

Еще раз, забегая вперед, нельзя не отметить, что, выйдя на пенсию, Анатолий Иванович пришел в Омское морское собрание и стал одним из самых активных его членов. Вместе с моряками-подводниками морпех Терехович часто выступает перед школьниками, призывниками, в училищах и рассказывает ребятам о службе, о морской дружбе, о том, как в лесу не заблудиться, воду добыть. В общем, как обрести уверенность в себе, как взрослеть и стать сильным и полезным обществу.

На электричке по экватору

Чем заняться после службы, Терехович раздумывал недолго. И действительно, чего раздумывать, если один его дед был помощником машиниста на поезде, который попал под бомбежку у Сталинграда. Второй дед водил бронепоезд, а родной дядя работал машинистом на электропоездах.

Вот и Анатолий, закончив школу помощников машиниста, стал возить грузы от Омска до Исилькуля и до Татарской. Именно тогда, в 1971 году, он подъезжал к Москаленкам, когда диспетчер по радио объявил: «Помощник машиниста Терехович, у вас родился сын. Поздравляем!»

Потом он на десять лет уходил зарабатывать квартиру, заработал, закончив попутно ОЛТУГА. И вернулся на железную дорогу.

Вернулся в кабину тепловоза. Тогда строилась станция Иртышская, вот он возил туда технику. А в 1979-м Анатолий выучился на помощника машиниста электропоезда. И через год поехал.

- А в 1983 году я сдал на права и стал машинистом, - говорит Анатолий Иванович. - И с тех пор двадцать лет водил электрички. Вообще, кто не знает, водить электричку - это сложнейшее дело. Во-первых, ответственность: людей-то в вагонах больше, чем в пассажирском составе. Во-вторых, скорость - она выше, чем у грузового поезда. И потому, в-третьих, - особая внимательность: во время движения смотреть надо не только за путями, но и за контактной сетью, и чтобы на рельсах ничего постороннего, и на переездах ни одной машины. А в туман? А в снегопад? Машинист приезжает на конечную станцию как выжатый лимон.

 

Омские ЭР-ки, за «рулём» которых на протяжении 20-ти лет был А.И. Терехович

Мы считаем: в месяц Терехович совершал 20-22 поездки, это 15 тысяч километров. В год набирается примерно 150 тысяч. А за 20 лет? За 20 лет Анатолий Иванович накрутил на электропоездах 2,7 миллиона километров. По сути, его электрички полностью обогнули земной шар по экватору, тому самому, который морпех Терехович когда-то пересекал на корабле...

Конечно, машинисту Тереховичу есть что вспомнить. Например, как сбивал корову, вышедшую на рельсы, не в силах остановить электровоз. А перед Калачинском вообще бык прямо перед поездом выскочил и встал.

- Хуже, когда люди неосмотрительны, - говорит Анатолий Иванович. - Помню, перед Называевкой дорога, скорость всего 40 километров в час. А тут, откуда ни возьмись, женщина перед локомотивом. Экстренное применил, но все равно ударил. Она отлетела в сугроб. Подняли, слава богу, живая.

К слову, каждый такой случай на железной дороге разбирают тщательно и досконально, тем более что в каждом локомотиве есть свой «черный ящик». А сколько раз Терехович людей спасал!

- Да не только я, все машинисты, - рассказывает Анатолий Иванович. - Например, был случай, стоим на станции Омск на пятом пути. А люди соседнего завода идут и обязательно под электричкой хотят пролезть. И вот стою, уже двери вагонов закрыл, осталось ручку «вперед» повернуть и ехать. Последний раз взглянул в зеркало заднего вида и вижу женщину, которая, срезая путь, под вагон полезла. Успел руку одернуть от ручки. А ведь мог бы и не увидеть... Вообще, это беда, народ под электрички лезет часто. И гибнут. И ничего на людей не действует.

И ротозеи в электричках никогда не переводились. Есть правило: когда электропоезд приходит на конечную станцию, машинист обязан пройти и осмотреть все вагоны. Терехович смеется: чего только не забывают люди в электричках: и ружья находил, и портфели с документами, и лодка надувная была, и гидрокостюм был. И, конечно, деньги.

- В 85-м дело было, - рассказывает Анатолий Иванович. - Иду по вагонам, смотрю - дипломат лежит. Взял, с ним пришел в депо. Вместе с дежурным Василием Яковлевичем Телебиным решили посмотреть, что в нем. Но не тут-то было, дипломат закрыт на два кодовых замка. А тут звонят из милиции: дипломат с деньгами не находили? Позже приехали два милиционера, которые везли зарплату кому-то. Всю дорогу играли в карты, а потом встали и вышли, забыв дипломат. Между прочим, в нем было 127 тысяч. Представляете сумму для 1985 года?

- Но это еще что, - смеется Терехович. - Мой дядя Анатолий Михайлович Миненков в 1986 году нашел в вагоне инкассаторскую сумку, принес ее в кабину, открыл и ахнул: кольца, браслеты и прочие изумруды. На полтора миллиона рублей. Оказалось, ювелирный цех из Омска переезжал в Москаленки. Как умудрились все это богатство забыть, понять невозможно. Кстати, за этим золотом к нам вертолет присылали.
Машинист Терехович считался в колонне одним из лучших. И фотография на Доске почета, и звание лучшего инструктора по ТБ. Учил молодых много. Терехович по этому поводу замечает: «Те, кого научил, уже сами на пенсию выходят».

Безусловно, и здесь железнодорожник Терехович добился своей высоты.

Сам он на заслуженный отдых уходил в 2003-м. Анатолий Иванович в последний раз вел электропоезд с Иртышской до Омска. К прибытию поезда на вокзал пришло все начальство, пришли все машинисты и помощники колонны электропоездов. По торжественному случаю Тереховича приняли на первый путь. И диктор на весь вокзал объявил: «Электропоезд ведет машинист Терехович. Это его последняя поездка». Потом у кабины электрички его встречала и вся семья: супруга Лариса Николаевна, дочь Лена, сын Геннадий с женой Светланой и все трое внуков - Витя, Катюша и Глеб. Анатолий Иванович, конечно, утонул в цветах, торжественных и в то же время теплых словах и даже в слезах.

- А потом я отдал ключи от электропоезда, - говорит Анатолий Иванович, - и все. Разволновался, конечно. А вечером все машинисты собрались у меня дома...

P.S. В том же 2003 году эстафету от отца принял сын. Геннадий Терехович с тех пор регулярно водит грузовые поезда. «Водит безаварийно, без ЧП», - говорит Терехович-старший и на всякий случай стучит по столу.

 

ВЕРНУТЬСЯ К ГАЗЕТНОЙ ПОДШИВКЕ ->>>

(С) Сайт «Электропоезд ЭР2-1001», 2004-2017

Материалы сайта разрешается использовать, но только после разрешения автора и обязательной ссылки на первоисточник.