-> Приписка

-> Фотографии

-> Скиталочки

-> Обо мне

-> Ссылки

-> E-Mail


Публикации

В этом разделе Вы сможете найти различные материалы (статьи, рассказы и прочее), связанные с электропоездами Западно-Сибирской железной дороги и не только.

Все материалы собственные, поэтому копировать их разрешается только после согласия автора.

.


ГАЗЕТНАЯ ПОДШИВКА

Полпред дороги

(с) Вечерний Новосибирск, 20.11.2003,

 «Молодежь порой спрашивает, что нужно, чтобы стать хорошим машинистом. Сам когда-то приставал

к своему наставнику с таким вопросом. Он отвечал просто: “Смотри вперед”. Значит, не отвлекайся, следи

за сигналами, чувствуй ответственность - людей везешь. Вот и я сейчас тоже говорю: “Смотри вперед!”»

В.С. Ильин

 

***

Вступительное слово

Середина 1990-х годов, лето, о.п. Совхозная. Воскресным вечером с бабушкой и дядей возвращаемся с дачи, перетаптываясь с ноги на ногу на месте остановки второго (моторного) вагона с «головы», в котором всегда уезжаем в город. Платформа буквально «забита» дачниками – коляски, тележки, разные вёдра и бидончики с ягодой, цветы. Разбушевавшаяся после затяжных июльских дождей мошкара не даёт продыху, то и дело внаглую атакуя глаза, уши, нос. Блаженная усталость и желание побыстрей бы сесть в электричку - немного опаздывающую буготакскую, при этом мы почти уверены, что будет десятивагонка – всё-таки воскресенье, разъезжаются дачные труженики. И вот уже «трубит» переезд у платформы, заставляя остановиться грузовичок с цистерной «МОЛОКО» – вдалеке, за кривой, отчётливо слышно нашу электричку, с нарастающими пристуками и скользящим колёсным «шелестом» по «деревянному» пути, стремительно мчащуюся к Совхозной. «Электропоезд до станции Новосибирск-Главный прибывает на первый путь!» - горланит тётенька-кассирша. «Тьфи-и-ить!» - звучно вторит ей уже показывающийся из-за кривой электропоезд, сверкая своей примечательной голубенькой крышей и… «плоской» мордой. Сразу же ликование бабушки: «О, на новой поедем!». Настроение ещё больше поднимается, когда видим не привычные деревянные оконца, а железные (алюминиевые), что говорит о ещё большей новизне электрички. Да-а, вот уж повезло так повезло нам сегодня, ведь подобные свеженькие электропоезда нечасто появляются на Кузбасском направлении – в основном бегают они на Западе (Транссиб), где на высоких скоростях нужно «держать» длинные перегоны и крепкие графики.

“Двенадцать-тридцать” на ст. Новосибирск-Главный, май 1995 г. (фото В. Соболева).

Знаменитая голубая окраска крыш новосибирских ЭР-ок эпохи начала 1990-х годов. Именно на такой вот 1230 мы тогда и ехали.

«”Двенадцать-тридцать”! У неё лавки мягкие! Ещё “двенадцать-двадцать девять” есть у нас!» - под успокаивающиеся пристуки первой тележки и лёгкий скрип тормозов как-то почётно, торжественно останавливающейся ЭР2-1230 просвящает меня дядя, давно выучивший весь огромный парк наших ЭР-ок по номерам. «Ага, знаю “двенадцать-двадцать девять”! – пытаюсь перекричать неистово бубнящий компрессор проезжающего мимо головного вагона. Остановившаяся ЭР-ка обдаёт своеобразным запахом натруженного железа, распахиваются двери. Лезем в «мотор» - увидели в оконца, что присесть там вроде бы ещё можно. Раздвигаем салонные двери и тут же куча ярких детских впечатлений, поскольку на такой классной электричке, ей-богу, ещё кататься не доводилось! По сравнению с маститыми «деревянными» ЭР2, салон выглядит как новенький – сразу же бросаются в глаза алюминиевые багажные полки, такие же оконца, изящно обрамлённые белыми наличниками, и мягкие светло-серые лавки. Ну а в сочетании с бело-серой заводской отделкой, ещё практически чистой, не заляпанной и не исцарапанной, без всяких «заплаток», всё это смотрится просто потрясающе.

Вся дорога до Главного прошла легко и радостно, несмотря на приличную заполненность вагона – довольные, сидели мы на мягких лавочках нашей “двенадцать-тридцать”, с озорной молодецкой удалью нагнавшей расписание на скоростных участках от Крахаля до Инской (ах, ну как же не упомянуть про божественные перестуки на скорости по «деревяшке» и нежный, теплый, чистый ветерок в почти до единого распахнутые оконца!), от Разъезда Ини до Камышенской и от Речного до Центра. Ой, а двигатели с редукторами-то реве-ели, в два-три мощных толчка, за несколько секунд, разгоняя полной пассажиров ЭР-ку до скорости 80-90…

Кто же тогда был за «рулём» той незабываемой буготакской? Кто её так славно «раскочегаривал»? Кто поддерживал в идеальном культурном состоянии, несмотря на всеобщую разруху и бардак 90-х? Не иначе это, как Виктор Сергеевич Ильин – старший машинист ЭР2-1230, забиравший её в далёком августе 1980-го с Рижского завода, признанный мастер своего дела. О нём – небольшая, но крайне интересная статья газеты «Вечерний Новосибирск» от 20 ноября 2003 года. Эта публикация попалась мне в интернете давным-давно – ещё в 2004 году, из неё я и узнал, кто является «хозяином» легендарной нашей ревуче-бухчащей «плоской» (почему-то у 1230 всегда неистово бухчали компрессоры и напористо ревели двигатели – эти неизменные её качества сохраняются и по сей день). 

Сейчас Виктор Сергеевич, конечно же, уже на пенсии (за плечами – 38 лет на «железке»!), но продолжает трудничать – уже не за рулём ЭР-ки, а в «кузнице» ЖД-кадров Новосибирска и области – ПУ-10 (ныне НКТТ – Новосибирский Колледж Транспортных Технологий), являясь преподавателем спецдисциплин высшей квалификационной категории. Обучавшиеся под его руководством машинисты и помощники машинистов отзываются о нём как об опытнейшем мастере, всегда с интересом, глубокими знаниями преподносящем изучаемый материал и при этом будучи требовательным к своим юным воспитанникам. «Профессионал с большой буквы. Отличные знания даёт, хорошо обучает» — с уважением говорит мой друг, помощник машиниста, у которого В.С. Ильин вёл такие предметы как «Автотормоза» и «Управление электропоездом».

Доброго здоровья Вам, дорогой Виктор Сергеевич, долгих лет жизни. И низкий поклон за прекрасный электропоезд детства! Кстати, электропоезд этот по-прежнему в строю – после череды капремонтов (сначала КРП в депо Алтайская в 2008 г., затем КР-1 в Красноярске), уже почти в 40-летнем возрасте, каждый раз радует нас своим появлением на линии. К большому огорчению, ЭР-ка выкрашена по стандарному серо-красному «лекалу», имеет неказистый символ «p/d» и не закреплена.

Автор сайта «Электропоезд ЭР2-1001», январь 2018 г.

***

На вопрос, что нужно, чтобы стать хорошим машинистом, Виктор Ильин отвечает просто: «Смотри вперед!».

Молодым, которые только начинают свой путь машиниста в Новосибирском локомотивном депо, стараются выбрать в наставники асов. Старший машинист Виктор Сергеевич Ильин один из таких. Тридцать два года на дороге. Начинал помощником машиниста грузовых поездов, затем машинистом, потом водил пассажирские, теперь вот уже без малого двадцать лет водит пригородные электропоезда.

Виктор Сергеевич Ильин, фото сайта НКТТ

За три десятка лет ни одного случая нарушения безопасности движения. Как говорит Ильин, «Бог миловал». Поломки были, как без них. Не только люди - металл тоже устает. О мастерстве машиниста коллеги обычно судят по тому, как он выходит из нестандартных ситуаций. Был и экстраординарный случай. Однажды, ведя электропоезд на перегоне Иня-Восточная - Мочище, Виктор Сергеевич обнаружил разошедшиеся рельсы. «Рельсовая цепь в этом случае должна размыкаться, и на светофоре зажигается «красный». А тут рельс «ушел», а рельсовая цепь целая. Случись такое в темноте - быть беде. Но заметил. Все обошлось. Прав был мой наставник - «Смотри вперед!».

Но это только говорится так. На самом деле машинист электропоезда должен видеть все. Замешкалась бабуля со своими узлами, на платформе не оставишь. Летом особенно смотри в оба. Народу много, все спешат, торопятся. Последние два года, говорит Ильин, как за пригородные перевозки взялся «Экспресс-пригород» [с 1998 г.], электрички немного разгрузились, расписание стало для людей удобней. В пиковые часы прицепляют дополнительные вагоны. А то, бывало, сразу от Новосибирска-Главного пассажиры в проходах стояли. Дорогу тоже всяк по-своему переносит. Кто-то в кроссворды углубится, займется разговором с соседями, чтоб время до своей станции скоротать, а кто-то по любому делу сразу в кабину к машинистам: «Запалился, мужики, водички не найдется?» Или: «У меня груза видал сколько? Ты мне вот тут, у дороги, останови!» Приходится втолковывать про расписание, места остановок, что электричка - не такси. Бывает, на станциях в ожидании электропоезда устраиваются посиделки прямо на рельсах. Особенно любят это делать ребятишки. Что им платформа, скамейки, когда хочется почувствовать движение приближающегося поезда. На секунду не отвлечешься. Зимой народу поменьше, опять с техникой проблемы - замерзают двери, наметает снег на подножки, порой холодновато в вагонах. И опять за все отвечает машинист. Он на электропоезде как полпред железной дороги. Что бы ни случилось, а должен обеспечить выполнение графика, безопасность движения и проезда пассажиров.

За этими сухими словами доскональное знание профиля пути, доведенная до автоматизма, как у Ильина, техника управления. Техническое состояние электропоезда тоже вопрос номер один. Свой «ЭР2-1230» Виктор Сергеевич получал новеньким, сверкающим свежей краской - только с завода [в августе 1980 г.]. Теперь ему уже пятнадцать лет с лишним [по состоянию на 2003 г. – 23 года, немножко поскромничали авторы статьи или Виктор Сергеевич]. По меркам локомотивщиков, считай, электропоезд-ветеран. Тем не менее, как говорят в депо, ильинский электропоезд один из лучших по техническому состоянию. Машинист-инструктор Николай Понуров считает это одной из заслуг Ильина: «Он одновременно и внимательный, и требовательный. Всегда поможет, подскажет. Сам проверит состояние техники не на раз». Виктор Сергеевич по этому поводу замечает кратко: «Просто народ в бригадах ответственный подобрался. Стараются. Случайных людей у нас нет. По молодым помощникам, как приходят в бригаду, сразу видно, будет ли из них толк. Одного пошлешь посмотреть по составу, все ли в порядке, он пройдет и ничего не увидит. Разве девочек симпатичных. Другой - по постороннему звуку, запаху сразу определит, где возможная неисправность. Мой помощник Алексей Скрипалев как раз из таких. Год работаем, а уже видно: машинист из него получится».

Ильинская труженица у о.п. Совхозная, август 2005 г.

Железнодорожники часто говорят: «Дорога - это не место работы, это образ жизни». Ильин другой для себя не представляет: «Это же здорово, заниматься любимым делом, да тебе же еще за это деньги платят!» Старший сын Виктора Сергеевича Евгений тоже выбрал для себя дорогу. Начинал слесарем в депо, потом помощником машиниста, машинистом, сейчас после окончания Академии путей сообщения работает диспетчером управления дороги. «Так что дорога - это у нас семейное, - улыбается Ильин. - Младший, правда, увлечен другим - заканчивает архитектурную академию. А по мне лучшей работы, чем у машиниста, и нет». Он поглядывает на часы: пора готовиться к рейсу. Уже прощаясь, добавляет: «Кадровики вон пенсию оформляют: возраст подошел. Я отпуск-то без дороги едва пережил. Буду работать, пока смогу. Пока нужен».

 

Вернуться к ГАЗЕТНОЙ ПОДШИВКЕ ->>>

(С) Сайт «Электропоезд ЭР2-1001», 2004-2017

Материалы сайта разрешается использовать, но только после разрешения автора и обязательной ссылки на первоисточник.