Описание: Описание: C:\docs\RAIL\SITE\title.jpg

Описание: Описание: C:\docs\RAIL\SITE\title01.jpg

_______________________________________________________________________________________________________________

 

-> Приписка

-> Фотографии

-> Скиталочки

-> Публикации

-> Обо мне

-> Ссылки

-> E-Mail


Публикации

Описание: Описание: C:\docs\RAIL\SITE\title02.jpgВ этом разделе Вы сможете найти различные материалы (статьи, рассказы и прочее), связанные с электропоездами Западно-Сибирской железной дороги и не только.

Все материалы авторские, поэтому копировать их разрешается только после моего согласия.

.


 

«Грандиозный инской мухлёж или как троилось в глазах от ЭР2-479»

В конце февраля 2009 года, проработав в общей сложности почти 45 лет, великий новосибирский труженик-электропоезд ЭР2-479 был отставлен от эксплуатации и отправлен в депо Инская (бывшее ТЧ-5 Зап.-Сиб.ж.д, а ныне ремонтный "филиал" ТЧ-32 Новосибирск) на положенный по пробегу очередной ТР-3.

Стоит сказать, что в свои последние годы работы - 2007-2009-е – «седовласая» 479-я пахала без устали, причём бегала в весьма добротном виде (в полной составности - 01-10, и это притом, что некоторые новые ЭД4М уже вовсю были «солянками») и каталась на дальние и загруженные направления новосибирского пригородного узла. Как-то раз, летом 2008 года, дело дошло до того, что её выпустили в «час-пиковый» вечерний рейс «Новосибирск-Ложок» (с пропусками нескольких остановок) с жёстким графиком и переполненными вагонами. Но ничего, не подвела старушка, показала новеньким ЭД-шкам, что есть ещё порох в пороховницах у почётного ветерана депо.

Последнее лето в жизни красавицы 479-й – вечерний рейс «на 16» до Тогучина, июль 2008 г.

В январе 2009 года 479-я дохаживала считанные денёчки - электропоезд всё так же безукоризненно трудился в полной составности, работал в завязке до Тогучина два раза в день (график "средней тяжести", но всё же). Правда, с мордашек уже успели оторвать кругляшки-эмблемы «РЖД» и наспех накалякать корявые бордовые «p/d» - эх, какие только лихолетья не пережила трудяга 479-я, через какие только огонь, воды и медные трубы не прошла, и вот, поди ж ты, доработалась до такой позорноты и стыдобы, как «ПИД».  

…Вскоре счастью суждено было окончиться -  в конце февраля 2009 года 479-ю отставили от работы и отправили в Инскую. Для старого электропоезда серии ЭР2 выражение «отправили в Инскую» звучало словно приговор - сразу стало понятно, что никакой ремонт электричке и не светит, ведь в последние годы депо Инская отличалось безобразным качеством ремонта - казалось, что поезда туда приходили лишь для того, чтобы их покрасили да для галочки сделали на них отметку о якобы пройденном "КР-1", в шутку ставший расшифровываться как "Как-бы-Ремонт-1", или ТР-3 - "Типа-Ремонт-3" – в итоге электропоезд попросту простоит в депо неопределённое время и, после чего разграбленный и никому не нужный, будет по-тихому списан. Такие прецеденты в Инской уже бывали, к тому же, на момент отправки туда 479-й, депо было выше крыши забито бог весть сколько простаивающими и ждущими ремонта всевозможными вагонами от ЭР2, отчего оно стало напоминать не ремонтное депо, а скорее базу запаса.

Яркий тому пример - новокузнецкая ЭР2-943, пришедшая на ремонт в Инскую в конце 2008-го года. Этот несчастный электропоезд полтора года простоял под открытым небом на одном и том же месте (!) в ожидании долгожданного ТР или КР (это уж как повезёт...), превратившись за это время в печальное и унылое зрелище, причём, как снаружи, так и внутри.

Бедненькая 943-я, под новой толщей сугробов потерявшая всякую надежду на положенный ремонт в депо Инская – январь 2010 года

Однако в июле 2010 года, накануне Дня Железнодорожника, когда всем депо было дано задание о срочном наведении "марафета" на случай приезда больших начальников, 943-ю быстренько прицепили к ВЛ10 и увезли по-тихому из Инской в неизвестном направлении - даже удивительно, что у бедной и загубленной электрички ещё могли крутиться заржавевшие и прикипевшие к рельсам колёса... И вот представьте себе теперь, что в такое ремонтное депо отправляется наша старая, видавшие виды, ЭР2-479. Само собой, напрашивается мрачная перспектива - электропоезду не сулит ничего хорошего, постоит себе рядышком с загнивающей 943-й да и делов-то. Вот и весь обещанный "Типа-Ремонт-3".

Как только 479-ю привезли в Инскую, она была расформирована – одна часть состава (с головой 09) оказалась рядом с прозябающей 943-й, другая же (с головой 01) простаивала ближе к ремонтному цеху. На этом всё и утихло.

Вскоре первая половина 479-й с головой 09 постепенно начала посещаться бомжами, пьяницами и прочими бродягами, поскольку охранники появлялись в той стороне депо сравнительно редко, а двери в вагоны электропоезда открывались преспокойно – короче говоря, заходи себе внутрь и твори там "что захошь". В результате, через несколько недель в кабине головы 479.09 было разбито лобовое стекло, а внутри же кабины творился жуткий бардак - вырванная проводка и раскиданная по полу дорогая аппаратура вкупе со всевозможным мусором и осколками стекла. Другая же часть состава (с головой 479.01), простаивающая возле одного из цехов депо, и находившая под периодическим присмотром охранников, оказалась в целости и сохранности - в вагоны практически никто не заходил, кабина оставалась целой и невредимой.

Голова 479.01, расположенная ближе к ремонтным цехам и не подвергшаяся атаке вандалов – депо Инская, июль 2009 года

(поклонников «ПИД»а должен огорчить – позорные бордовые загогулины на морде я намеренно «зафотошопил»)

В июле 2009-го года, будучи в Инской, я несколько раз совершенно спокойно посещал разграбленную кабину головы 479.09, лишь единожды напоровшись на охранника – мелковатенького такого дедка-упыря с "совковой закалкой", который всё, что попытался сделать, увидев меня с товарищем, это пригрозил "вызвать ВОХРовцев", на что мы невозмутимо ответили, мол "вы лучше бомжей бы словили и заставили всё г..о убрать, которое они в электричке оставили без вас". Вот такая вот "ОХРАНА" в Инской... И почему-то закрались подозрения, что сама охрана и гадила в вагонах, оскверняя наш «поезд детства» распитием дешёвого винца в кабине, лузганьем «семок», битьём стёкол и приборов, а потом поднатуженным приседанием в уголок на корточки… До слёз жалко было видеть совсем ещё недавно работавшую 479-ю в таком вот безобразном, кошмарном виде. Совсем не осталось сомнений, что электропоезд попросту будет списан, когда его окончательно разграбят, и никакой ремонт его не ждёт.

«Прикоснувшись рукой к легенде»: автор рядом с электропоездом ЭР2-479 (голова 09) в депо Инская, июль 2009 года

На том бы вся история и завершилась, если бы в том же июле 2009-го в Инскую не привезли барабинскую голову ЭР2-835 (работавшую долгие годы в сборном составе 825/835) - опять же якобы на "ТР-3", только вместо ремонта, само собой разумеется, 835-ю поставили на отшиб депо, где её не было заметно - лишь бы глаза не мозолила.

Барабинская «голова» ЭР2-835 задом к ЭР2-943 и в ожидании «неизвестно чего» - депо Инская, июль 2009 года

В салоне вагона 835-й творился немыслимый бардак, деревянные лавки валялись друг на друге кувырком - в общем, типичная картинка для стремительно уходящих электропоездов серии ЭР2... К чему я завёл разговор о 835-й? А вот какая интересная ситуация произошла далее.

В октябре 2009-го года случилась странная метаморфоза с разграбленной головой ЭР2-479.09 - она вдруг, стараниями Инских маляров, превратилась не больше-не меньше, а в "ЭР2-835"! Да, та самая голова 479.09, с разбитым лобовым окном и ставшая притоном дедков-упырей - вдруг тебе «ЭР2-835». И  кого же в Инской хотели обмануть? Самое смешное, что бедолага 479-я стояла на том же самом месте... Ну хорошо, раз так – пускай так, перекрасили 479.09 в 835, но тогда что же с подлинной ЭР2-835? Куда она-то затерялась?

Чуть позже выяснилось, что ЭР2-479 действительно проходит ремонт (только насколько позволительно нынешний инской вариант назвать "ремонтом"?) - некоторые моторные и прицепные вагоны уже стояли в цехе свежевыкрашенными, а на тормозных цилиндрах красовались новенькие надписи: "ТР-3, ТЧ-32, 11.2009". При этом родная голова ЭР2-835 тоже стояла в цехе и ремонтировалась вместе с остальным составом 479-й.

Вскоре стал понятен «перемаз» 479.09 в «835» - выходит, Инская решила не мучиться с разграбленной за лето головой 479.09 и просто подменить её более-менее целой барабинской ЭР2-835. Тем более что родная «напарница» 835-й – голова 825 была списана и готовилась к порезке.

Таким образом, к январю 2010 года возле одного из цехов депо стояла свежевыкрашенная и якобы отремонтированная ЭР2-479 в следующей составности - 479.01-02-03-04-05-06-08-07-10 + голова 835 (перебитая в "ЭР2-479", всю тайну "левого" вагона выдавало отсутствие полагающихся для 400-х номеров гофр на морде).

 

Свежевыкрашенная и якобы прошедшая ТР-3 ЭР2-479 в депо Инская:

1) со стороны вагона 01 (фото автора, 01.2010), 2) со стороны подменной головы ЭР2-835 с новенькими лобовыми стёклами (фото Д. Микшина, 05.2010)

Все двери в вагоны целенаправленно накрепко заперли, так что внутрь этого состава не удалось пробраться и посмотреть, что же там наша доблестная Инская "наремонтировала". Однако, чуть позже, в феврале 2010 года, в отремонтированной 479-й побывал мой товарищ - он доложил, что в обеих кабинах (как в голове 479.01, так и в 835-й) были выкрашены пульты в серый цвет, слегка подлакированы реечки и лавочки - словом, чистая "косметика" и не более. Салон в вагонах 479-й оставался тем же – красивый светло-коричневый "Аммендорф", а вот голову 835 привели внутри в чувства - лавки с окошками пролакировали и сменили отделку салона, а у лобовых окон кабины появилась резиновая обтяжка новых стёкол.

 

Салон электропоезда ЭР2-479 (вагоны 06 и 07) – светло-коричневый «Аммендорф». Январь 2007 года и июль 2010 года

Однако, на фоне стремительно прибывающих в депо Новосибирск новых электропоездов серии ЭД4М - а на 2010-й год по плану в Новосибирск было намечено аж 11 демиховских «свежачков» - запуск ЭР2-479 в работу после Инского ремонта показался бы чем-то несуразным. Шло активное списание парка старых машин: в марте 2010 года от работы отставили ЭР2-1052 и ЭР2-1030 - отличные "плоские" рижанки, на совесть проработавшие (а точнее, пролетавшие! с их-то прытью) более 30 лет. И в этом же месяце запустили новенькую ЭД4М-0305, отправившуюся в свои первые рейсы по новосибирскому пригородному узлу. Ну и кому после всего этого нужна старая, 45-летняя ЭР2-479, которую пусть даже и отремонтировали худо-бедно, с горем-пополам?

В общем, с 479-й уже в апреле месяце 2010 года стало всё ясно - электропоезду пришёл конец. Со многих свежевыкрашенных 479-х вагонов уже потихоньку начала слезать краска, сам состав был брошен под открытым небом рядом с 943-й, так и продолжавшей горевать в ожидании долгожданного "ремонта".

В том же апреле в депо Инская началась массовая программа по ликвидации списанных вагонов электропоездов серии ЭР2 - делать это решили по самым что ни на есть современным технологиям: сначала со списанного вагона снимаются нужные запчасти, затем он полностью сжигается (да, вот такой вот варварский способ!), а затем быстренько разрезается на несколько маленьких кусочков, превращаясь таким образом в груду вторчермета. В принципе, дело-то нехитрое, но лицезреть в подобном виде ещё совсем недавно работавшие машины, на которых ездил с раннего детства, было ужасно.

Инской «освенцим» и одна из первых его жертв – головной вагон ЭР2-825 и мотор 7**.00, апрель 2010 года (Фото С. Соколова)

Подобный вариант уничтожения электропоездов опробовали на первых жертвах инского «крематория» - барабинских "сборниках" ЭР2-532/846, ЭР2-825 и списанной давным-давно новокузнецкой ЭР2-482 - все эти славные труженики стальных магистралей были сожжены и порезаны в Инской весной 2010 года. Ну а ЭР2-479, тем временем, по-прежнему продолжала грустно стоять рядом с ЭР2-943 в ожидании неизвестно чего, но мысль о том, что и её постигнет такая же кошмарная участь на костре и вскоре она станет грудой сгоревшего металла в инском «освенциме», не давала покоя. И вот началось...

В мае месяце был сожжён головной вагон 479.09, перекрашенный в ЭР2-835, а уже в июле принялись и за "отремонтированный" состав с гордыми надписями "ТР-3, ТЧ-32, 2009г" на тормозных цилиндрах - первым заполыхал моторный вагон 479.02, далее в ход пошла секция 03-04, ну и так потихоньку-помаленьку всё остальное.

Многострадальная голова ЭР2-479.09 (перебитая в «ЭР2-835»), а также вагон ЭР2-К-603.10, приготовленные к кострищу – май 2010 года (Фото С. Сергеева)

Мне удалось побывать на этом пепелище в депо - зрелище, вызывающее дрожь по всему холодеющему от ужаса телу, особенно когда представляешь себе ещё живую 479-ю, которую всего полтора года назад в полной составности фотографировал в работе на линии. И ещё более жутко становится, когда думаешь о своих многочисленных поездках, которые когда-то совершил на 479-й, а они исчисляются сотнями, если не тысячами.

ЭР2-479 на памяти моей и моего дяди была одной из лучших машин ЭР2 в парке депо Новосибирск. По собственным воспоминаниям, в конце 90-х годов у электропоезда был своеобразный, узнаваемый окрас - ярко-зелёный - который делал 479-ю отличной от всех электричек Новосибирска. Машина работала круглый год, не простаивала в отстое на базах запаса - словом, трудилась на славу. А по дядиным воспоминаниям, ещё в начале 1980-х годов в салонах 479-й были мягкие сидения. Вполне возможно и то, что когда-то электропоезд был именным – это ещё предстоит выяснить у старожилов.

 Последний ТР-3 электропоезд прошёл в середине 2005-года в той же ТЧ Инская, причём часть состава была отремонтирована ещё в мае 2005-го, а остальные вагоны доремонтировались уже позже - всё это свидетельствовало о начавшемся бардаке (в связи с организацией ОАО «ПИД») и целенаправленном развале некогда отличного ремонтного депо. Качество ремонта в Инской стало заметно падать (об этом «без прикрас» говорили многие машинисты ТЧ Новосибирск – например, А.С. Полевода или А.Н. Нестеренко), машины подолгу простаивали под открытым небом возле ремонтных цехов, а ведь раньше на ремонт в Инскую гнали электрички не только со всего Зап-Сиба, но и с других железных дорог России - к примеру, с Октябрьской (ЭР2-1183, прошедшая ТР-3 в августе 2003 года) или Южно-Уральской (ЭР2-611 – 2001 год). Свеженькие, с красивыми, объёмными и легко узнаваемыми инскими трафаретами, эти и другие электропоезда сияющими уходили после ремонта к себе домой. Но времена меняются – и, к сожалению, в худшую сторону...  Развал МПС и организация преступного, бандитского ОАО «ПИД» с его бесконечными «топ-менеджерами», последующие «чистки» в новой сложившейся структуре - не прошло это даром и для инского депо и его простых, честных тружеников.

ЭР2-479 в полном составе после последнего в жизни ремонта (ТР-3) – электропоезд смотрится очень добротно, нанесён красивый объёмный инской трафарет, который вскоре уйдёт в историю вместе со всем моторвагоноремонтным депо Инская. Февраль 2007 года, депо Новосибирск

Но вернёмся к основной теме.

В мае 2010 года, когда 479-я ждала свой участи погибнуть на костре, в Инскую неожиданно привезли довольно-таки интересный состав - секции ЭР2-673.09-08 и ЭР9п-86.09-10, которые являются экспонатами Музея железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги на станции Сеятель. Сразу же естественным образом в голову полезла мысль - а с чего бы ради? И ответ напрашивался сам собой - наверное, на реставрацию. Непонятно только, почему именно в Инскую, когда Музей всегда самостоятельно реставрировал как ЭР2-673, так и ЭР9п-86 (под музейной "реставрацией" в данном случае следует понимать лишь обновлённую покраску секций и их наружную помывку, что же касается внутреннего вида обоих электропоездов, то он оставался не тронутым музеем, а посетителей внутрь вагонов не пускали).

Через полтора месяца пребывания обеих секций в депо якобы в ожидании «реставрации», с ними вдруг произошла наичудеснейшая вещь: с головы ЭР9п-86 пропал герб «СССР», а с головы ЭР2-673 – герб «РВЗ», и теперь вместо заводской советской «символики» на обеих мордах зияли жуткие вспученные шрамы. И – самое главное! – как ЭР9п-86, так и ЭР2-673 были перебиты стараниями инских маляров в… «ЭР2-479»! Вот как выглядело это недоразумение:

 

Экспонаты Музея Зап-Сиб ж.д. на стеятельголова ЭР9п-86.09 и голова ЭР2-673.09 с отодранными «регалиями» и перебитыми номерами – июль 2010 года

Тем временем, к концу июля 2010 года большинство вагонов настоящей ЭР2-479 было уничтожено. Оставались живыми лишь секция 07-08, но и ей скоро настал конец, а также голова 01+мотор 10, которые ни с того, ни с сего вдруг оказались в цехе и с ними велись непонятные покрасочные работы. Через несколько дней к морде головы 479.01 заботливо крепился… тот самый герб «РВЗ», скрученный с музейной 673.09!  

Оставшиеся в живых вагоны ЭР2-479.01 (с только что закреплённым гербом «РВЗ» с музейной ЭР2-673) и мотор ЭР2-479.10 (за головой) в процессе подготовки для Музея ЗСЖД – цех ремонта МВПС ТЧ Инская, июль 2010 года

Одновременно в цехе находилась голова ЭР2-835 (что являлась подменной для 479.09), которая также заново окрашивалась, и к ней крепился герб «СССР», взятый с ЭР9п-86 и уже наносились новые трафареты «ЭР2-673» (если что, полейте из чайничка холодной водицы, чтобы не перегрелся мозг!).

Вот и вся «реставрация» всплыла. Настоящие музейные головы ЭР9п-86 и ЭР2-673 решено было «перебить» в 479-е и таким макаром их списать и позже сжечь (голова ЭР2-673, а также мотор 673.08 заполыхали в инском «крематории» в октябре 2010 года, а вот с ЭР9п-86 приключения не закончатся ещё долго), а вместо них в Музей отправить сохранённые вагоны от ЭР2-479 – 01+10 и голову ЭР2-835 под музейными номерами ЭР9п-86.09, ЭР2-673.08 и ЭР2-673.01 соответственно. Родной же мотор ЭР9п-86.10 был сохранён, подлакирован и подкрашен – всё же вагончик раритетный: в салоне остался заводской линкруст + родная табличка.

 

ЭР2-479.01 («ЭР9п-86») + ЭР9п-86.10 + ЭР2-479.10 («ЭР2-673.08») + ЭР2-835 («ЭР2-673») – такой состав в итоге был отправлен обратно в Музей ЗСЖД после «реставрации» в депо Инскаяфото автора и А. Полеводы

Есть информация, что работникам ТЧ Инская было жаль отремонтированный электропоезд ЭР2-479, который не то, что больше никогда не был запущен в работу, но и за проделанный его ремонт отказалось платить ОАО «Экспресс-Пригород», отвечающая за пригородные перевозки на Новосибирском узле – дескать, в депо поступают новые поезда ЭД4М и бог весть какого там года ЭР2-479 больше никому не нужна. В итоге, кто-то из инского депо смекнул связаться с Музеем – а там как раз готовилась летняя «реставрация» экспонатов – и предложить идею подменить музейные электросекции на несколько вагонов свежеотремонтированного электропоезда, который за ненадобностью вот-вот будет полностью сожжён и порезан… Так и был провёрнут весь этот грандиозный мухлёж с «перебивками», что однажды в Инской можно было лицезреть аж три головы «ЭР2-479».

И в заключении несколько слов о родной музейной ЭР9п-86.09, у которой, как уже упоминалось чуть выше, приключения не закончились. Почему-то эта голова не была сожжена в срок вместе с ЭР2-673 (октябрь 2010-го), а потом и на следующий год, когда инской «крематорий» уже потихоньку сворачивал свою лавочку. Вполне логично было бы сохранить 86-ю голову в качестве какого-нибудь памятника – например, при въезде в депо Новосибирск (как это сделано, например, в ТЧ Безымянка или ТЧ Вихоревка), только вместо «скальпа» поставить именно целую голову. Но уже никто не смекнул сделать с бедненькой 86-й ничего хорошего, в итоге несчастная голова получила подряд аж два «левых» номера – сначала «ЭР2-339» (ещё будучи в ТЧ Инская), а затем, прибыв на порезку в ТЧ Новосибирск, немного и немало «ЭР2-К-468», на что ну никак не тянула, и в итоге под последним феерическим «леваком» и была уничтожена:

 

Музейная голова ЭР9п-86, избежавшая участи инского «крематория», после «ЭР2-479» превратилась в «ЭР2-339» (ТЧ Инская, лето 2011 года, фото автора), а затем перед порезкой в «ЭР2-К-468» (ТЧ Новосибирск, январь 2014 года, фото А. Полеводы)

А вот автор рядом с ней, когда она ещё была в Музее (2009-й год). Что ни говори, а всё же жаль…

 

2004-2015, материалы сайта разрешается использовать, но только после разрешения автора и обязательной ссылки на первоисточник.